Минтранс уточнил план развития речной инфраструктуры

Минтранс предложил дополнить плановые показатели федерального проекта "Внутренние водные пути" стоимостью 306 млрд рублей (бюджет до 2025 года).

Теперь власти должны увеличить транзитную пропускную способность между Петербургом, Ростовом-на-Дону и Астраханью – до 21 млн тонн. Также планируется, что будут приведены в нормативное состояние, которое обеспечит эффективную работу транспортного флота, 10 тыс. км водных путей (с 33,92 тыс. км в 2019 году до 44,14 тыс. км в 2024 году).

Речь идет не только о дноуглублении, но и содержании рейдов и подходов к причалам, а также наличии навигационного оборудования. Общая протяженность внутренних водных путей — 101,6 тыс. км.

Достижение данных показателей в основном зависит от строительства Нижегородского и Багаевского гидроузлов стоимостью 43,4 млрд руб. и 23,5 млрд руб. соответственно.

При этом документы по Нижегородскому гидроузлу сейчас находятся в Главгосэкспертизе, срок ее проведения продлен до конца апреля 2020 года. Аналитический центр при правительстве РФ уже указывал на высокий риск выхода проекта за периметр 2024 года.

Минтранс обязали уточнить плановые показатели федерального проекта в середине октября. Сейчас в проекте сформулированы только две цели — сокращение участков внутренних водных путей, ограничивающих их пропускную способность (в 6,6 раза до 2 тыс. км), а также увеличение пропускной способности до 69,9 млн тонн. Новые показатели федерального проекта обсуждались 3 декабря на заседании проектного комитета транспортной части комплексного плана магистральной инфраструктуры (КПМИ).

Помимо указанных целей в проект также заложен рост числа безопасных судоходных гидротехнических сооружений.

Сейчас на внутренних водных путях расположено 741 такое сооружение, из которых 332 объекта относятся к критически важным. Среди этих объектов только 149 единиц имеет нормальный уровень безопасности — в 2024 году таких объектов должно стать 206 (из них 56 реконструируемых), а доля безопасных сооружений должна увеличиться с 44,9% до 62%. Как отмечается в материалах Минтранса, все гидроузлы в РФ — однониточные, и выход из строя одного из них может привести к остановке судоходства.

Для ремонта объектов и поддержания инфраструктуры нужен технический флот. Согласно плану, до 2025 года планируется построить и закупить 101 судно. Для сравнения, в 2011–2018 годах было построено только 60 судов. Сейчас на балансе администраций внутренних водных путей 2,4 тыс. технических судов, из них 1,9 тыс. годны к эксплуатации. Средний возраст технического флота — 40 лет.

По мнению экспертов, без реализации проектов по расшивке узких мест на Багаевском (23,5 млрд рублей) и Нижегородском (43,4 млрд рублей) гидроузлах деградация внутренних водных путей продолжится.