Ничего личного, только бизнес - особенности турецкого транзита

Когда молчание — не золото

В Анкаре напрочь забыли конвенцию Монтрё и стали активно играть мускулами... Мало кого удивили недавние оскорбления и угрозы турецкого лидера Реджепа Эрдогана в адрес Греции. Но многих удивило, как примечательно его выпады совпали с решением о предстоящем с октября пятикратным повышением транзитных тарифов на маршруте Босфор - Мраморное море - Дарданеллы.

Это решение Анкары впрямую затрагивает интересы не только стран Черноморья, но и Афин. Южная часть этого маршрута — соединение Дарданелл с Эгейским морем - проходит через морскую экономическую зону Греции. Поэтому вполне возможное сокращение грузоперевозок из-за новых тарифов впрямую скажется на доходах соседней страны.

Упомянутое решение Анкары было озвучено незадолго до провокационных пассажей Р. Эрдогана в адрес Греции. И оно не вызвало никаких комментариев со стороны стран-участниц Конвенции Монтрё 1936 года.

Такое «молчание» партнёров наверняка сподвигло турок уже на прямые угрозы в адрес Греции. Которые, заметим, тоже не вызвали должной реакции ни со стороны других стран НАТО, ни со стороны Евросоюза.

Острова мечты

Притязания же Турции на ряд районов, островов и рифов Эгейского моря обусловлены их расположением как раз вблизи транзитного пути между этим морем и Дарданеллами. Похоже, в Анкаре полагают, что Греция в «проливно-эгейском» маршруте — как бы лишняя?

По условиям Монтрё-1936, корректировка транзитных расценок должна согласовываться со всеми странами-подписантами. Но в документе не содержится чёткого обязательства Турции не вводить новые расценки без этого согласования: то есть, Анкаре оставлено «окно возможностей» по ценовой политике. Чем турецкая сторона периодически пользуется.

В 1945-52 гг. СССР, напомним, предлагал поставить проливы под международный контроль c советским участием. И, тем самым, лишить Анкару возможностей оказывать экономическое и военно-политическое давление на Москву. Причем эту позицию поддерживала Греция, не заинтересованная, как и сегодня, в обладании Турцией всем маршрутом Босфор-Мраморное море-Дарданеллы-Эгейское море.

В свою очередь, Москва поддержала в 1945-47 гг. претензии Афин на экс-итальянский архипелаг Додеканес на юго-востоке Эгейского бассейна: передача этих островов Греции — их оспаривала Турция - укрепила позиции Афин в бассейне Эгейского моря и, в целом, в Средиземноморье. Что отвечало советским интересам.

Но коллективный Запад не позволил, по понятным причинам, изменить Конвенцию Монтрё согласно предложениям Москвы и Афин. В послесталинский же период советское руководство напрочь отказалось от своих предложений середины 40-х — начала 50-х.

Звонок из Москвы

Более того - Москва даже официально извинилась за них перед Анкарой ещё в мае 1953-го. Полагая, что преобладание в Черноморском бассейне стран-участниц Варшавского Договора (ВД) будет сдерживать «монополизацию» Анкарой режима судоходства в проливах. Да, такая политгеография в регионе оказывала влияние на Анкару.

Но вскоре после 1991-го турецкая сторона стала регулярно усложнять режим транзита и «удорожать» сам транзит в проливах, но под благовидными экологическими предлогами. Чтобы не было повода обвинять Анкару в нарушении условий Монтрё-1936.

Очевидно, что такая политика нацелена на прессинг, прежде всего, России. Достаточно сказать, что на Босфор-Дарданеллы издавна приходится до трети объема ежегодных внешнеторговых перевозок России, в том числе 15-20% объема нефтеэкспортных перевозок из РФ и не менее 20% — российских зерноэкспортных перевозок. Кроме того, на ту же артерию приходится 15-20% объема ежегодного евроазиатского грузотранзита через РФ.

Решение Анкары столь резко поднять плату за прохождение судов через проливы принято именно в тот момент, когда экономическое и, тем более, политическое значение Черного моря - особенно для России - резко повысилось с начала проведения СВО на Украине. Соответственно, повысилась и без того существенная зависимость от турецкой транзитной политики.

Пятикратное давление

В этой связи, не исключено, что запланированное пятикратное удорожание «проливного» транзита нацелено и на то, чтобы побыстрее добиваться от РФ каких-либо политических уступок — например, в Закавказье, в отношении Сирии, Северного Кипра, Косово, Иракского Курдистана.

И, возможно, ещё и того, чтобы РФ не повышала цены на поставляемые в Турцию газ и нефть. И не препятствовала стимулированию Анкарой политико-экономической интеграции в рамках Организации тюркоязычных государств, в которой, наряду с Турцией, участвуют почти все страны юга экс-СССР.

Относительно же турецкой военной угрозы, - СМИ Турции ещё в середине июня 2022 г. сообщали, что в Греции привели армию в повышенную готовность и начали рыть противотанковые окопы на берегу реки Марица, разделяющей Грецию и Турцию на материке. Отмечалось, что проект создания таких рвов был согласован армией с греческим правительством еще в 2010 году.

Однако из-за нарастающей пограничной напряжённости сейчас работы ускорены и завершатся не позже ноября 2022-го. Усиливаются гарнизоны греческих войск и на Крите, эгейских островах... Непростая ситуация сейчас и на Кипре, как известно, разделённом надвое турецким вторжением ещё в 1974 году.