Это было в 90-х в Таджикистане. Вспоминает полковник-пограничник Василий Кириллович Масюк

Недавно Василий Кириллович Масюк отметил день рождения. Очередная жизненная дата. Редакция портала Сводка+ и наши читатели рады поздравить его, и пожелать здоровья, дальнейших творческих успехов и, главное, удачи!

С этим не шутят

Реакция Сангака Сафарова была мгновенной. Он выхватил из-под куртки пистолет системы Стечкина и приставил его в лобную часть моей головы. И тут же выпалил на одном дыхании:

«У тебя, командир, на принятие решения 30 секунд. Время пошло».

В тот момент оно для меня не пошло, а остановилось. Глаза Сангака были налиты кровью, а оскал на его лице ничего хорошего не предвещал. Что испытывал я в тот момент? Да ничего, так как сложившаяся ситуация не подпадает ни под какие теоретические и практические категории военной психологии. Не помогут и описания состояния и поведения личности в положении, сродни подобному.

Нас готовили серьёзно и основательно, но та обстановка, в которой оказался, заставляла меня самостоятельно выходить из сложившейся ситуации, но главное, как говорится, не дергаться и до конца оставаться непоколебимым в своем решении.

Ощущал каждой клеткой упёртый в лоб ствол пистолета. В тот момент, наверное, спасло моё хладнокровие и четкий, но категоричный ответ Сангаку:

«Давай. Стреляй! Оружия и боеприпасов всё равно не дам! Границу для вас не открою и никого на рубеж не пущу. Убьёшь командира, никогда за это не отмоешься.

На смену мне придёт другой, но получишь тот же ответ. Москва тебе убийства командира не простит, и ответишь за это сполна. Так-то, Сангак Иванович. Стреляй!».

Последние слова мгновенно привели его в замешательство, рука с пистолетом дрогнула, и ствол медленно пополз вниз по лбу до переносицы.

Он опустил пистолет и спросил: «Как ты меня сейчас назвал?». Я повторил. Он усмехнулся и убрал оружие. Я ему рассказал, и обосновал почему так его назвал. Он по-доброму ещё раз улыбнулся и сказал:

«Находчивый ты, и труса не сыграл, я честно говоря удивлён. Молодец! Давай поговорим».

Мы присели за стол, дал команду помощнику дежурного по штабу заварить свежего чая, за которым мы продолжили разговор об обстановке, о горе, которое несёт в себе эта братоубийственная война.

Он говорил и приводил примеры массовых убийств и расправ боевиков вооружённой оппозиции над местными жителями населённых пунктов республики. Это была суровая правда гражданской братоубийственной войны, полная человеческих трагедий, горя и разрухи.

Я слушал его, его боль вырывалась наружу. Отчётливо видел, что передо мной сейчас сидит не просто мужчина, который буквально полчаса назад был готов всадить мне пулю в голову из Стечкина. Это была личность, с необычайно сложной и трагичной судьбой, патриот и лидер Народного Фронта государства, на территории которого идёт кровопролитная гражданская война.

В конечном итоге на выходе - это была машина, сгусток энергии, которая готовая снести на своём пути всё и всякого ради одной цели - мира на таджикской земле.

Жёстко, зато честно

Дал команду начальнику разведки майору В.П. Соколу зайти ко мне, а начальнику тыла подполковнику Ю.Н. Шинкевичу приготовить ужин, чтобы покормить Сангака и его людей. Пока шли приготовления, мы с Владимиром Павловичем общались с Сангаком.

Дал команду начальнику штаба подполковнику С.Ф. Игнашевичу собрать заместителей и прибыть с ними через тридцать минут. Позвонил начальнику отдела военной контрразведки П.И. Корчагину и попросил его зайти, чтобы познакомить его с С.С. Сафаровым.

Это знакомство и сама встреча оставила огромный отпечаток на каждом из нас, не говоря уже о впечатлениях о произошедшем в кабинете. Не скрою, всё могло закончиться весьма трагично. Произошедшее оставило во мне огромное впечатление на всю жизнь.

В конечном итоге, ничего Сангаку Сафарову не дал. Единственное, о чём попросил его — это строго следовать той линии поведения на границе, которую мы обсудили и не провоцировать пограничников на огневой контакт, а также прекратить его людям склонять воинов рубежей к противоправным действиям и подкупу. Не следует рыскать на границе в поисках каналов поставок оружия и переправы своих сторонников из Афганистана.

На всякий случай предложил обменяться номерами телефонов городской связи, а также частотами КВ радиостанции (основными и запасными) в случае резкого изменения данных обстановки на границе и в ближайшем прикордоне.

Покормив его и прибывших с ним людей, мы расстались в третьем часу ночи. Не откладывая в долгий ящик с утра, отдал штабу и разведотделу предварительные распоряжения, и мы приступили к планированию мероприятий по зонам безопасности. К исходу вторых суток решение было принято и письменно доложено командующему генерал-майору В.Ф. Грицану.

По принятому решению было получено добро на проведение служебно-боевых мероприятий в пограничной зоне на самых проблемных и уязвимых направлениях зон ответственности. Особенности обстановки заставляли нас тщательно контролировать и оценивать приграничные районы, а также внимательно оценивать и учитывать её в прилегающих соседних районах Курган-Тюбинской и Горно-Бадахшанской автономной областях.

Разведчики с ног валились, добывая нужную, важную и своевременную информацию. Для нас с начальником разведотдела майором В.П. Соколом стало нормой ежедневное проведение точечных мероприятий как по закордону, так по населенным пунктам районов и в самом Кулябе.

Это были встречи с полевыми командирами, главами исполнительных органов власти, духовенством, руководителями отделов РОВД и КГБ, Национальной гвардии и диаспор, а также молодежью. Демонстративные рейдовые действия ММГ и аэромобильные группы с десантниками на бортах, отрезвляюще действовали на многие горячие головы членов криминальных сообществ и банд.

Население приграничья ежедневно видело нашу жёсткую линию поведения и ощущало на себе защиту пограничников. Любые попытки и желания боевиков и преступных криминальных элементов учинить расправу или пограбить местное население решительно пресекались всеми имеющимися в нашем распоряжении формами и способами.

Проблемы в тылу могут стать проблемой границы

Однажды, в ходе нашей с майором В.П. Соколом оперативно-полевой поездки по Шуробатскому району, мне доложил комендант 2-й пограничной комендатуры подполковник Н.В. Рулев о грабежах и воровстве скота у местных жителей кишлака Иол.

Был крайне удивлен и принял решение выехать с ними из кишлака Хирманжоу на 13-ю заставу. По прибытию заслушал доклад заместителя начальника заставы и начальника ММГ-2. Оценив характер сложившейся обстановки, принял решение провести встречу с местными жителями и поговорить с ними обстоятельно о происходящем.

Мы встретились со старейшинами, муллой и командиром отряда самообороны Алимхоном Рахматовым. Председатель совета старейшин кишлака, участник Великой Отечественной войны Бобо Назар с горечью нам поведал обо всех произошедших бесчинствах, и грабежах. Надо было принимать решение.

Поставил задачу майору Соколу провести доразведку этой банды. К вечеру он обстоятельно доложил: место её нахождения, состав, систему и порядок охраны лагеря. Мое решение сводилось к следующему: осуществить захват и нейтрализацию банды и возвратить домашний скот и награбленное имущество их законным владельцам.

Обстановку и своё решение я доложил начальнику штаба Группы полковнику В.В. Кочневу. Валерий Васильевич был мудрый и опытный руководитель, он всегда давал возможность докладывать обстановку и решение полностью, вникал в каждую деталь предстоящих действий, а самое главное - хорошо, что называется, без карты, знал участок Группы, участки ответственности всех входящих в ее состав пограничных отрядов.

Начальник штаба, он же первый заместитель командующего никогда не вязал руки командирам по принимаемым ими решениям, подсказывал и советовал. В данной ситуации он выслушал меня и сказал:

«Ваше решение целесообразное. Я даю добро и доложу командующему. Помни командир, что, наводя порядок вблизи рубежа, ты будешь спокойно и обстоятельно заниматься границей. Местные жители тебе при необходимости всегда помогут. Проблемы в тылу в любой момент могут стать проблемами на самой границе. Хаоса и бардака мы не имеем права допустить. Население нам верит и его надо защитить от произвола. Действуй! По результатам проведенных мероприятий доложите устно, а затем письменно».

Все было спланировано и проведено нами в темное время суток без сучка и задоринки. Утром, на сходе местных жителей, представили кишлачникам членов банды, а также адресно вернули дехканам домашний скот и имущество. Всех участников преступной шайки передали сотрудникам РОВД Шуробатского района.

(Продолжение следует)