Почему Ереван в ответ на высокомерие российского бизнеса всё активнее «апеллирует» к Пекину и Тегерану?

После почти пяти лет членства Армении в Евразийском экономическом союзе, усиливаются оппозиционные настроения деловых кругов к инвестиционной политике российского бизнеса. И это при том, что присоединение к ЕАЭС было заведомо выгодного экономике страны. Тем не менее, когда акулы российского бизнеса заинтересованы, в основном, в овладении местными активами и нежелании «тратиться» на реализацию проектов, приоритетных для Армении, неожиданный тренд становится вполне объяснимым.

Российское же государство, в силу ряда взаимосвязанных причин, не может должным образом влиять на крупный российский бизнес. Такие настроения в политической и общественной среде Армении проявляются, прежде всего, по ситуации в транспортной и энергетической инфраструктуре страны. В связи с этим, армянская сторона в сфере реализации стратегических проектов апеллирует не только к Западу, но уже и к КНР. Подтверждение тому — состоявшийся на днях в Ереване двусторонний форум «Внешняя политика и экономика Китая: 70 лет КНР».

Этот форум был организован Советом по политическим и стратегическим исследованиям "Китай-Евразия" при Госсовете КНР совместно с Армянским государственным экономическим университетом. По данным агентства «Синьхуа», дискуссии на форуме были посвящены «целям и особенностям инициативы "Пояс и путь", перспективам участия в нем Армении, назначению армянской транспортной стальной магистрали "Север-Юг" и участию Китая в её строительстве. Также рассматривались современные проблемы кибербезопасности Китая, армяно-китайские, китайско-турецкие, китайско-грузинские, китайско-азербайджанские, китайско-американские и китайско-российские отношения».

Рядом местных аналитиков, пусть не в самой жёсткой форме, но были обозначены нелицеприятные оценки насчёт стагнации в Армении многих транспортных и энергетических проектов. Речь шла прежде всего об откровенно «сдержанной» инвестиционной политике российского бизнеса, являющегося концессионером соответствующих отраслей. В связи с этим, недавнее открытие евроазиатского железнодорожно-портового коридора КНР-Казахстан-Азербайджан-Грузия-Турция и формирование «Южного газового коридора» фактически оставляет Армению на обочине столь важных трендов.

Возможное участие КНР в реализации приоритетных для Армении проектов обсуждалось и в ходе недавнего визита в КНР правительственной армянской делегации в Пекин. Конкретных решений пока не принято, но дискуссии будут продолжены. Другой вопрос — заинтересован ли Китай, во-первых, в «соперничестве» с Россией в Армении, а во-вторых — в создании новых транзитных и энергетических коридоров в Закавказье. Тем более, что всё происходит на фоне уже действующего, повторим, коридора КНР-Каспий-Грузия-Турция.

Тем не менее, немаловажен сам факт апелляций Еревана к Пекину по сложившейся ситуации. Во всяком случае, в ряде китайских СМИ «проскальзывают» мнения, что Россия в нынешних геополитических условиях стремится больше к политическому влиянию на руководство стран СНГ и особенно ЕАЭС, чем к производственным капиталовложениям с длительной конечной выгодой.

В этом заметно серьёзное отличие от СССР, сочетавшего в своей политике оба направления в отношении стран СЭВ и Варшавского Договора, особенно в первые 10 лет их существования. В связи с чем, отмечается, что у РФ, похоже, нет достаточных средств для аналогичного параллелизма теперь уже в ближнем зарубежье.

О чем же конкретно речь? Прежде всего, о создании единой железнодорожной сети Армении, выходящей на Иран (через линию Фиолетово-Зангезур-Капан-Мегри-Меренд). И о газопроводе Иран-Армения с перспективой (по иранскому проекту) его продления в Грузию и создания на ее побережье экспортных мощностей по сжижению или компримированию газа.

Все эти проекты, без преувеличения, стародавние. Скажем, упомянутый железнодорожный проект был выдвинут руководством Армянской ССР ещё в середине 1940-х годов и впоследствии «повторялся» раз пять. Причём при поддержке от Тегерана, как это происходит и сегодня. Но всякий раз Москва считала его «несвоевременным». Благодаря куда большей влиятельности азербайджанского руководства в Москве, не заинтересованного в устранении «монополии» Азербайджана в железнодорожных перевозках между СССР и Ираном.

Сегодня этот проект тоже без практического продвижения, ибо российский концессионер железных дорог Армении - «ЮКЖД» («дочка» РЖД) - считает проект, якобы, сверхзатратным и экономически малообоснованным. Потому стопорится и создание железной дороги Фиолетово-Мегри, других артерий, нацеленных на создание единой железнодорожной сети Армении. Видимо, в руководстве РЖД/ЮКЖД полагают, что такая сеть усилит политику Еревана по обеспечению стыковки этой сети с Ираном.

То же - и с давним проектом увеличения мощностей газопровода Иран-Армения и его продления в Грузию. Такой сценарий сократит 100-процентную зависимость Армении от российского газа и от его единственно возможного транзита — через Грузию. Но в холдинге «Газпром Армения» («дочка» «Газпрома», контролирующая газопроводную сеть страны) считают этот проект, опять-таки, чрезмерно затратным и преждевременным.

Тем временем, по разъяснениям министра высокотехнологичной промышленности Армении Акопа Аршакяна, «уже есть четкая договоренность, что мы идем к заключению соглашения с КНР по железнодорожным перевозкам. Черновой вариант соглашения готов». Точнее, по словам министра, речь идет о включении упомянутого железнодорожного проекта Фиолетово-Мегри в небезызвестный проект КНР “Один пояс - один путь”.

Причем - с возможным подключением туда же проектной линии в Иран (т. е. Мегри-Меренд), ибо, как уточняет А.Аршакян, «обсуждался вопрос, чтобы наша программа рассматривалась не только как проект, соединяющий север и юг Армении, но и как соединяющий страны Персидского залива и бассейна Черного моря. Прошли серьезнейшие обсуждения, китайская сторона выразила готовность рассмотреть “Север–Юг” частью проекта “Один пояс - один путь”».

В то же время, о востребованности большей самостоятельности Еревана в отношениях с Ираном на днях заявил посол Армении в Иране Арташес Туманян: «...«Уровень торговых отношений между Арменией и Ираном в области сельского хозяйства и промышленности должен поддерживаться более решительно. За последние 28 лет наибольший объем торговли между двумя странами был в области энергетики и газа («обмен» электроэнергии Армении на иранский газ, из коего вырабатывается эта электроэнергия. Прим. Ред.). Нет сомнений в том, что между двумя странами возможно большое сотрудничество, которым пренебрегали, и в этом отношении необходимы новые решения».

Характерно и то, что в экспертной среде Армении в последнее время апеллируют также к новому потенциальному коридору через Грузию в РФ и к российскому Прикаспию- железной дороге Телави (Кахетия) — Буйнакск (Дагестан), около 240 км (подробнее см., например, https://vgudok.com/lenta/armyanskie-pretenzii-k-rzhd-erevan-mozhet-nastaivat-na-peresmotre-usloviya-koncessii-yukzhd ). Её проект был разработан еще к середине 1950-х, но по сей день законсервирован.

Выдвигают в Армении в последнее время и налоговые претензии к крупному российскому бизнесу — прежде всего, к концессионной«ЮКЖД» (см. там же). Но не исключено, что эти «наезды» обусловлены не столько налогово-платежной конкретикой, сколько, опять же,пробуксовкой вышеупомянутых трансармянского и ирано-армянского ж.д.-проектов.

Очевидно, что сохранение вышеозначенных проблем и, стало быть, настроений в Армении (тем более — усиление последних) едва ли укрепляет ее внутриполитическую стабильность. И едва ли отвечает геополитическим интересам России в Закавказье.

P.S. Следственный комитет Армении в конце июня подтвердил, что в ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» (дочка ОАО "РЖД", концессионер железных дорог Армении с 2008 г.) проведена проверка "...для выяснения эффективности инвестиций, реального объема хищений, выявлены новые нарушения, предъявлены обвинения". Первые заявления такого рода были еще осенью 2018-го. Общая сумма претензий пока достигает 60 млн. долл.; серьезность же ситуации проявилась и тем, что в конце июня премьер Армении Н.Пашинян не стал встречаться с находившимся в Ереване вице-президентом РЖД А.Мишариным.