Альтернативная система контроля техосмотра поможет развязать ОСАГО и диагностические карты

Большинство российских автомобилистов (86%) не видят смысла в существовании техосмотра в том виде, в котором он есть сейчас. Также граждане поддерживают идею отвязки диагностических карт от процесса покупки ОСАГО. Об этом свидетельствуют результаты соответствующего исследования от рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», участие в которым приняли более тысячи респондентов со всей территории РФ.

«Заметьте, лишь 14% автомобилистов заявили, что видят смысл в существовании техосмотра, а тем более в привязке диагностической карты к полисам ОСАГО. Также присутствует недовольство со стороны операторов ТО. Например, в Дагестане определенная антимонопольной службой цена процедуры чуть больше 300 рублей, и местные операторы работают в минус», – подчеркнул Пётр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов».

По данным ГИБДД на аварии по причине неисправности транспортных средств, где пострадали или погибли люди, придется от 3,8% до 4,3% всех аварий соответственно. Из этих случаев причина четверти ДТП – это проблемы с шинами. На втором месте – неисправность световых приборов, а на третьем – тонировка стекл и другие модификации, произведенные владельцами машин.

«Техосмотр не является обязательным во всех штатах США, но вне зависимости от этого процент аварий из-за неисправности автомобилей там ниже (от 2,8% до 3,5%). Конечно, это разные страны и транспорт, состояние дорог и менталитет. Причины 80% подобных аварий у них – это проблемы с шинами, колесами и тормозами. Лично я не вижу прямой связи между аварийностью и техосмотром, даже если он пройден честно и за неделю до аварии, - отметил Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулём».

Пётр Шкуматов считает, что «на сегодняшний день одной из самых насущных проблем для российских водителей является взаимозависимость между прохождением процедуры техосмотра и приобретением полиса ОСАГО. Наиболее остро проблема стояла преддверии 1 марта 2021 года, когда вступление в силу новых правил техосмотра грозило обоим рынкам хаосом и последующим коллапсом. Тогда правительству РФ удалось отсрочить кризисную ситуацию, продлив действие диагностических карт до 1 октября 2021 года. Окончательно же решить проблему можно лишь полностью отменив требование о прохождении техосмотра при оформлении полисов ОСАГО».

«Крепкая связка между полисом ОСАГО и диагностической картой действительно ставит под угрозу корректное функционирование системы обязательного страхования, ведь при возникновении проблем с прохождением ТО, у страхователей автоматически возникают проблемы и с приобретением ОСАГО. Будет правильным уменьшить степень зависимости между полисом и диагностической картой. Мы выступаем за полную отвязку полиса ОСАГО от диагностической карты, однако для этого нужно создать альтернативную систему контроля за прохождением техосмотра. Сама процедура техосмотра, как и контроль за её проведением, должны быть эффективными и проходить согласно требованиям законодательства РФ, ради всеобщей безопасности на дорогах», – уверен Сергей Ефремов, заместитель исполнительного директора Российского Союза Автостраховщиков (РСА).

«Техосмотр сегодня – контроль процесса, а не результата. Мы пытаемся регулировать и контролировать именно процесс – прошел водитель техосмотр или не прошел. Но ведь нам нужен результат, а именно безопасное, технически исправное транспортное средство на дорогах. Для этого технически неисправные транспортные средства можно проверять прямо в процессе эксплуатации. Это вопрос будущего. Коллеги из ГАИ работают над проектом федерального закона, который даст полномочия для выявления технически неисправных транспортных средств в процессе эксплуатации. Эта мера может стать альтернативой техосмотру», - подчеркнул Владимир Луговенко, заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ.