Рассуждая про Сталина, Хрущёва и Энвера Ходжу совсем не обязательно их так "перевирать"

В ходе прямого эфира на «Красно Радио» 17 января уже нынешнего 2022 года известного оппозиционера, коммуниста и политолога, лидера движения «За новый социализм», который по-прежнему остаётся под домашним арестом, Николая Николаевича Платошкина спросили: каково его мнение об Энвере Ходжа.

Примечательный факт такого вопроса - почти через 50 лет после кончины «Албанского Сталина» и последовавшего вскоре «перестроечного» переворота в анти-хрущевской анти-брежневской Албании - говорит сам за себя. Значит, люди и сегодня интересуются судьбами ПОДЛИННЫХ коммунистов («твердолобых», как теперь их называют...).

Судьбами тех, кто защищал личность Сталина и его историческое наследие, защищал общемировое ПОДЛИННО коммунистическое движение (по нынешним канонам - «экстремистское»), защищал подвиги советских народов сталинского СССР. В то время, как с 1961 по 1986 гг. включительно в СССР глушили передачи даже Радио Албании, и не только на русском языке (!).

А албанская политическая и экономическая литература, даже научные и гуманитарные журналы были тогда же под строжайшим запретом для советских граждан - разумеется, исключая правящую номенклатуру и «примыкающий» к ней персонал.

Об этом товарищ Платошкин едва ли не знает.

Так что же он ответил об албанском лидере Энвере Ходже (на фото он справа, смотрите и слушайте - https://youtu.be/l3XdrUgaTsY )?

«Те, кто против Хрущева, валят на него разрыв с Китаем и с Албанией. В чём Хрущев абсолютно не виноват» - оказывается...

«Эти люди хотя бы мозгами прикинули следующую вещь: Хрущёва сняли в октябре 1964 года. А у нас разве отношения (с этими странами — прим. Э.Р.) улучшились при Брежневе? А что, потом они улучшились?

Албания была нам очень важна: там вблизи Италии и Греции была база подводных лодок СССР до 1960 года: её задача была перекрыть американским танкерам вход из Средиземноморья в Адриатику. А китайцы хотели быть главой другого социалистического блока».

Затем Н. Платошкин утверждает, что известные социально-экономические трудности в КНР Пекин «свалил» на СССР.

«И обратился к Ходже: «давай к нам», мы дадим вдвое больше, чем СССР.

Но Ходжа поссорился с ними в 1978 году, сказав, что они тоже империалисты и ревизионисты в связи с реформами и политикой Дэн Сяопина. После чего Ходжа решил оборонять Албанию от всех, понастроив там бомбоубежища. Теперь это общественные туалеты, где каждый может оставить «углеродный след». В Европе Албания стала замкнутой и самой бедной, о которой толком никто ничего не знал.

Те, кто Хрущева ругает, спросили бы, если включить мозги: чего же тогда Ходжа с китайцами рассорился?».

Поражают воображение столь «кавалерийские» высказывания историка и дипломата по этим вопросам. Н.Н. Платошкин не может не знать, что самая маленькая в Европе компартия - албанская - первой открыто выступила против антисталинской истерии Хрущева вкупе с другими «учениками и соратниками великого Сталина»: именно так их официально именовали в послевоенный сталинский период.

Энвер Ходжа считал, причём абсолютно обосновано, что шельмование Сталина и сталинского периода впоследствии приведёт к перерождению, а затем к саморазрушению КПСС, СССР, социалистического содружества.

Э. Ходжа располагал информацией - как и Мао Цзэдун, Хо Ши Мин, Ким Ир Сен, ряд руководящих деятелей Запада - о физическом устранении Сталина его «учениками-соратниками» незадолго до его «официальной» кончины. А те руководители соцстран, кто догадывались об этом еще на траурных мероприятиях в Москве, вскоре внезапно скончались (Болеслав Берут, Клемент Готвальд).

Но только Ходжа предал полноценной огласке информацию об убийстве Сталина и постоянно об этом заявлял с конца 50-х гг. Причём Ходжа предполагал подлог с телом Сталина в мавзолее, подозревая, что умерщвленного вождя «заменили» муляжом. Он также требовал расследования внезапной кончины Василия Сталина в 1962 г., сосланного в Казань.

Разве могли всё это «одобрить» хрущёвское руководство и его «преемники»?

Та же хрущёвская политика привела, как известно, к расколу мирового коммунистического движения, чего не случилось при советско-югославском разрыве в 1948-53 годах. Подавляющее же большинство зарубежных компартий, поддержавших Тирану (и Пекин), действуют поныне — в отличие от прохрущёвских и послехрущёвских компартий за рубежом.

Тем временем, в просоветских социалистических странах проалбанские-просталинские руководящие деятели подвергались репрессиям и изгнанию (Матиаш Ракоши, Вылко Червенков, Казимеж Мияль, Андраш Хегедюш, Алексей Чепичка, Антонин Новотный),

Прогнозы Энвера Ходжи полностью сбылись, хотя и сама Албания не избежала той же участи: транснациональные силы на рубеже 80-х/90-х гг. не могли допустить, чтобы маленькая Албания оставалась именно просталинской и социалистической.

Когда усилиями тех же сил, и не без соучастия тогдашнего руководства СССР, Советский Союз, КПСС и просоветское социалистическое содружество рухнули в считанные годы. Но о таких последствиях хрущёвско-брежневской политики предупреждал Э.Ходжа, что сделало его «изгоем» не только в СССР.

Потому, например, и южно-албанский город Сталин (именовавшийся так в 1949-90-м гг.) — тогдашний центр албанской нефтедобычи-нефтепереработки — очень редко указывался на советских географических картах Албании и Балкан в 60-х — середине 70-х. А то и не указывался вовсе.

Были и сценарии - попытки просоветского переворота в тогдашней Албании.

Разве об упомянутом Николай Платошкин не в курсе?

Конечно, Албания того периода не могла не испытывать серьёзных социально-экономических трудностей, не ужесточать внутреннюю политику. Большую помощь Албании - по геополитическим причинам, а не только из-за приверженности просталинскому социализму - оказывал Китай в 60-х - середине 70-х годов.

Но китайская внешняя политика со второй половины 70-х - всё более проамериканская — исключала поддержку Албании. А поддержка Пекином пол-потовской Кампучии, спровоцировавшей войну с Вьетнамом, и агрессия КНР против Вьетнама (1978-79 г.) привели к окончательному разрыву Албании с КНР.

Энвер Ходжа даже предлагал Вьетнаму направить туда добровольцев для отражения «дэнсяопиновской» агрессии: по некоторым данным, эти добровольцы были во Вьетнаме (как и в КНДР). При том, что именно Албания представляла интересы КНР в ООН в 1962-71 гг. (до принятия КНР в ООН осенью 1971 г.).

...Речь в данном случае не об «оправдании» Энвера Ходжи и периода его правления, зачастую сверхжёсткого: хотя бы отметим официальный запрет в Албании на любую религию с 1967 г. (отменён в 1987-м). Что, конечно, способствовало развитию оппозиционных настроений, а через три года после его кончины (апрель 1985 г.) — развитию оппозиционного движения в стране.

Последнее, как хорошо известно, совпало с раскруткой небезызвестной «перестройки» в СССР и просоветских соцстранах, что тем более ускоряло крах сталинской Албании.

В целом же речь можно вести о том, что с этой комплексной тематикой Н.Н.Платошкин мог бы всё же, объективнее «обращаться» (?). Тем более, с учётом его дипломатического опыта и историко-политической осведомлённости.