Почему вместо возвращения к нормальной жизни россиян одевают в намордники?

Несмотря на то, что федеральный центр в лице Владимира Путина вот-вот даст зеленый свет на второй заход по снятию ограничений, введенных в связи с эпидемией коронавируса, власти не торопятся с реальными послаблениями режима изоляции.

В ряде регионов по горячим следам выступления президента заявили, что ограничительные меры останутся без изменений, или даже ужесточатся, как минимум до нового 2021 года.

Среди таких регионов – Москва, Санкт-Петербург, Приморье, Ростовская область.

Одновременно Мурманская и Ленинградская область решили открыть все магазины, службы быта, и даже музеи - правда пока неясно когда.

Напомним, весной такая разноголосица привела местами к анекдотическим, местами к шизофреническим ситуациям. Так, в северной столице руководители ряда учреждений и предприятий директивно велели своим сотрудникам возвращаться с удаленной работы к присутственной уже на этой неделе. При этом остается непонятным, придется ли сотрудникам брать своих детей на рабочие места – потому что официально объявлено, что детские сады в СПб останутся закрытыми до 31 мая.

Многие наблюдатели обращают внимание на то, что введенные в Москве (и синхронно в Подмосковье) усиленные санитарные меры абсурдны не только в свете объявленного Путиным дозволения на смягчение режима “карантина”, но и с точки зрения здравого смысла.

Со вторника в столичном регионе стало обязательным ношение не только масок, но и перчаток. Почему прикосновение рукой в перчатке к лицу снижает риск заражения вирусом по сравнению с прикосновением голой рукой, объяснить не может никто.

Очевидная абсурдность “карантинных мер” уже привела к тому, что все больше жителей регионов нарушают запреты демонстративно, причем при открытом попустительстве полиции (сотрудники которой в массе своей тоже понимают всю бессмысленность своего патрулирования).

В подмосковных Мытищах, к примеру, 9 мая состоялся полноценный футбольный матч дворовых команд.

Особую дерзость этому событию придавал тот факт, что игра проходила в соседнем со зданием администрации города дворе, и полицейские наряды не только не предприняли никаких попыток это состязание прекратить, но безучастно делали вид, что что-то высматривают в другом направлении.

В этих условиях слухи о том, что в Москве режим ограничений могут продлить до середины июня, выглядят как фикция. Ощутив за майские праздники, что нарушать запреты можно безнаказанно (и с молчаливого потакания властей), россияне – и так не отличающиеся законопослушанием – могут вообще отправить все распоряжения властей в полный игнор.

Россияне могут не выработать коллективный иммунитет к коронавирусу, но совершенно определенно у них выработался коллективный иммунитет к распоряжениям властей, считает доктор социальной психологии, профессор РУДН Максим Киселев.

Мы наблюдаем полную растерянность и паралич власти, которые с каждым новым выступлением Путина только прогрессируют. Просто бросается в глаза контраст между тем, как жестко, чтобы не сказать жестоко, полиция разгоняла митинги в Москве прошлым летом, и тем, как полиция закрывает глаза на тотальное нарушение москвичами текущих ограничений,– сказал он.

Сегодня в России наблюдается хрестоматийный случай столетиями известного правила, что суровость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения.

По мнению социального психолога, это сегодня связано еще и с тем, что власти реально опасаются “перегнуть палку”, когда пока в целом стихийный саботаж их распоряжений эволюционирует в осознанные акции протеста.

Больше ста лет назад психолог Курт Левин обнаружил феномен: больше всего побегов из тюрем совершали заключенные, срок которых подходил к концу через пару недель. Он вывел, что чем ближе срок снятия ограничений, тем мучительнее его дожидаться. Мы все это на себе испытываем при дальних поездках на поезде: самыми тягомотными являются именно последние часы перед прибытием к месту назначения,– говорит он.

Власть поставлена перед одинаково ущербной для нее дилеммой: либо “проявить принципиальность” и тем самым вызвать к себе массовую неприязнь, либо закрывать глаза на нарушение своих приказов, и тем самым размывать собственную сакральность в глазах населения.

Власти в России, как федеральные, так и на местах, поставлены в ситуацию шахматного цугцванга: любой ход приводит к ухудшению их

положения. Вся страна уже месяц наблюдает в прямом эфире полную растерянность президента, желание переложить ответственность на губернаторов. Власть тает на глазах, а это несет в себе крайне опасные в условиях России семена анархии,– предупреждает Киселев.

По мнению же основателя Школы местного самоуправления Наталии Шавшуковой, ни о какой растерянности власти речи не идет. То, что мы наблюдаем – это сознательная игра в “хорошего и злого полицейских”, считает она.

Мы это видим как минимум последние 20 лет: за последствия любых непопулярных или ошибочных решений отвечает не царь, а бояре. И даже в современных реалиях не бояре, а чиновники в самом низу вертикали власти,

Шавшукова не исключает, что то, что со стороны выглядит как “разброд и шатания” между федеральным центром и региональными элитами, на самом деле является заранее написанным сценарием.

Я не могу себе представить, что губернаторы в их сегодняшнем персональном составе, за редким исключением, в состоянии принимать какие-то решения, не согласованные с Кремлем. Сценарий, вероятно, состоит в том, что региональные лидеры берут на себя роль громоотводов, чтобы население направляло свои негативные эмоции на губернаторов, которые продолжают закручивать гайки в то время, когда президент распорядился эти гайки ослабить, – полагает она.

Источник - Снег.TV