Греческий гамбит - это название уже закрепилось за новой Архипелагской экспедицией русских моряков

Сегодня 19 октября 2021 года. Пошёл одиннадцатый день напряженной работы Международной историко-просветительской экспедиции Русского географического общества «Пламя Чесмы. Греческий гамбит» на островах в Эгейском море.

В её составе историки, эксперты ЮНЕСКО по подводному культурному наследию, искусствоведы, школьники и студенты Костромской области. Руководит работой коллектива председатель Костромского отделения РГО Роман Рябинцев.

Все участники хорошо помнят еще тот день, когда они покинув борт самолета в аэропорту города Афины, уже через полтора часа ступили в порту Пирей на палубу парусного фрегата «Штандарт» - необыкновенную реплику корабля императора Петра I. Ее в течение шести лет строил с волонтерами в Санкт-Петербурге Владимир Мартусь. Он же теперь является и капитаном этого удивительного корабля. А вместе с ним - его прославленная команда.

Среди тех, кто с первого дня находится в плавании и капитан I ранга запаса Сергей Александрович Мозговой. Он является консультантом-экспертом по морскому наследию экспедиции. Это благодаря ему мы досконально знаем о научно-исследовательской работе экспедиции. Несмотря на чрезмерную занятость Сергей Александрович, а также представители кинокомпании «Скайфест» под руководством Алексея Никулина, любезно предложили нашим читателям представленные в этом материале эксклюзивные видеоролики и фотографии.

Итак, позади уже остался остров Парос, о котором мы рассказали в первой корреспонденции на портале «Сводка-плюс» от 14 октября (Русские географы - греческий гамбит).

Следующая остановка экспедиции – остров Наксос.

История сохранила сведения о том, что в 1770-1774 годах на этом острове была резиденция графа Алексея Орлова, который лично основал здесь греческую гимназию для детей-сирот и бедняков.

Затем гимназию переводят в Пизу, где граф покупает для этого дом и распоряжается и впредь присылать туда детей на обучение. После ликвидации «губернии» в 1774 г. по Кючук-Кайнарджийскому миру с турками, когда Россия покинула архипелаг, все учащиеся гимназии как с острова Наксос, так и из Пизы на добровольных условиях, были вывезены доучиваться в Санкт -Петербург.

Впоследствии многие из них стали выдающимися дипломатами, отважными моряками и солдатами.

Закончив исследовательскую работу на Наксосе, члены экспедиции на «Штандарте» переместились на остров Хиос.

Конечно же, мы все помним тот день, когда русские и турецкие корабли сошлись в солнечный июльский день 1770 года в Хиосском проливе. И грянул бой!

Турки имели серьезное преимущество: 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и десятки шебек, галер и других малых боевых и вспомогательных судов. На вооружении - 1430 орудий, общий экипаж насчитывал 16 тыс. человек.

У нас лишь 9 линейных кораблей, 3 фрегата и 18 других судов, которые имели 730 орудий и экипаж около 6,5 тыс. человек. Да, ничего не скажешь, соотношение сил было явно не в пользу русских.

Построение турецкого флота - две дугообразные линии. В первой линии находилось 10 линейных кораблей, во второй — 6 линейных кораблей и 6 фрегатов. Вспомогательные суда стояли за второй линией.

Русские рвались атаковать неприятеля.

Оценив обстановку и слабые стороны боевого построения вражеского флота, адмирал Григорий Спиридов предложил следующий план. Линейные корабли, построенные в строй кильватера, пользуясь наветренным положением, под прямым углом подходят к противнику и наносят удар по авангарду и части центра первой линии.

После уничтожения кораблей первой линии удар переносится на корабли второй линии. Расчёт флотоводца был построен на быстроте и решительности атаки.

В тот день, когда участники экспедиции вышли в Хиосский пролив, каждому из них мысленно явилась следующая картина. Именно сейчас им стало вполне очевидно, как все на самом деле произошло.

Итак, русская эскадра входит в Хиосский пролив. В соответствии с утвержденным планом атаки её корабли поворачивают влево и почти под прямым углом спускаются на противника. Турецкий флот начинает бешеную орудийную пальбу. Первым с дистанции в 50 метров ударил из корабельных пушек линейный корабль «Европа» под командованием капитана Федота Клокачёва. Капитан хотел ещё ближе подвести корабль к противнику, но близость подводных камней заставила его повернуть и временно выйти из линии.

Так совсем неожиданно головным становится флагманский корабль «Евстафий» адмирала Спиридова. Именно на него турки перенесли бешеный огонь из своих корабельных орудий.

Адмирал же приказал сконцентрировать огонь на флагманском корабле турок «Реал-Мустафа». Вслед за флагманом в бой бросились остальные суда русского флота.

Линейный корабль «Три святителя» под командованием капитана I ранга Степана Хметевского вёл исключительно меткий огонь по врагу, нанося турецким кораблям серьёзные повреждения. Неожиданно «Три Святителя» стало сносить прямо в середину вражеского флота, между двумя его боевыми линиями. Положение становилось опасным.

Сам Хметевский, несмотря на полученное ранение, продолжал умело руководить действиями корабля. На «Трёх святителях» обозначились подводные пробоины, были повреждены мачты. Но русские моряки продолжали вести бой. С предельно близкой дистанции они обрушили на врага сотни снарядов сразу с обоих бортов.

Флагманский «Евстафий» вёл огонь так близко, что русские ядра прошивали насквозь оба борта турецкого флагмана. Экипажи уже вели ружейную и пистолетную перестрелку. Турки не выдержали такого натиска и отдельные из них бросались за борт в кипящие от разрывов воды Хиосского пролива. «Ефстафий» сблизился с «Реал-Мустафой» и русские матросы бросились на абордаж.

И вот - горит османский корабль. Но пламя перекинулось и на «Евстафий». Адмирал Спиридов в спешке успевает покинуть судно. Гремят мощные взрывы и оба корабля медленно погружаются в морские воды.

Это решило исход битвы, и турки отступили под прикрытие береговых батарей в Чесменскую бухту. В этом сражении мы потеряли лишь один корабль, как, впрочем, и неприятель. Примерно равными были потери и в живой силе. Но уже 7 июля мы пустим на дно Чесменской бухты весь турецкий флот. Vivat России!

В эти дни участники экспедиции возлагают на воды Хиосского пролива памятные венки. Мы чтим всех, кто принёс государству Российскому славу, почёт и торжество над неприятелем, который доселе не знавал поражения. Мы отчаянно били турок! Слава русским триумфаторам – адмиралу Спиридову, капитанам кораблей, матросам и солдатам десантных батальонов!

17 октября экспедиция совершила переход к острову Лемнос. Корабль «Штандарт» вошёл в порт Мирине и пришвартовался к причалу. Уже на следующий день приступила к научно-исследовательским работам в морских глубинах команда водолазов под руководством Сергея Маратовича Фазлуллина.

Как известно, недалеко от этого греческого острова лежит русский корабль «Святослав», посаженный в XVIII веке в сентябре 1770 года английским лоцманом Гордоном на мель. Этот приятель командующего второй эскадрой Первой Архипелагской экспедиции Джона Эльфинстона был таким искусным в своём деле, что умудрился приземлить 80-ти пушечный парусник так «профессионально», что сойти с малой глубины уже никак было нельзя.

Вот как написал об этом в своих воспоминаниях сам контр-адмирал. « Я почувствовал необычное движение… Очень хорошо осознал, что корабль ударился о грунт… «Чёрт возьми, - закричал я. - Этот корабль сел на мель»… Я взлетел на кормовую галерею и совершенно ясно увидел дно».

Мало того, самый мощный и новейший «Святослав» сразу дал течь.

Вот ведь как всё сошлось. Сам парусник строил в 1769 году английский корабельный мастер Ламберт Джеймс. «Святослав» отправился в плавание первоначально в составе Первой эскадры под командованием адмирала Спиридова, едва покинул Ревель и сразу открылась течь. Пришлось его возвращать обратно, и он позднее ушёл в поход в составе Второй эскадры.

И вот корабль на мели. Несмотря на все приложенные старания и усилия в трюмах все больше и больше морской воды. Помпы уже не справляются. Все ценности переносятся на бот. Особой паники не было, но «Святослав» уже было не спасти. Эти англичане все сделали для того, чтобы он утонул. Вместе с солидными запасами провианта, пушками, ядрами, порохом- со всем тем, что так необходимо команде парусника для долгого военного похода. Все это ушло на дно.

А лоцман Гордон умудрился сразу же сбежать из-под стражи и раствориться в греческих просторах.

Эльфинстона, так щедро принятого поначалу Екатериной II, ждала суровая кара. Он-то и по-русски знал только три слова. Завязывая разговор с подчинёнными, Джон обычно говорил «сволош». Завершая беседу, он всегда изрыгал из себя «пшёл». И ещё одно было самое любимое у него словечко, которое Эльфинстон любил выговаривать особенно смачно, выразительно отрубая каждый слог: «Ско-ти-на!»

В своей жизненной командировке он думал не о престиже России. Сэр Джон приехал за деньгами. Поэтому ему так необходимы были постоянные стычки с неприятелем. Каждая погоня, каждый залп из бортовых орудий, рукопашные схватки, абордажи, конфискованный груз – всё это и другое выливалось в звонкую золотую монету.

Но нет, он получил-то всего-ничего. Его попросту попросили убраться из России, так и не выплатив ему всех огромных денежных сумм, что обещали. Ну и пусть!

А мы же потеряли прекрасный парусник. И не в морском сражении, а просто потому, что кто-то однажды проявил элементарную небрежность. И всё!

Но вернёмся к нынешней экспедиции. Пока одни представители погружаются в морские пучины с целью изучения артефактов, другие посещают кладбища, где захоронены русские матросы и солдаты десантных батальонов.

Уже установлено хорошее взаимодействие с местной русской диаспорой, и девушка Светлана ежедневно в качестве гида знакомит с памятными местами на острове.

Работа продолжается и об этом будет рассказано уже в следующих репортажах.