Он не побоялся назвать Ленина убивцем", он горячо любил и был любим

Мне, живущему ныне на берегу реки Нерль, как-то особенно дорого творчество великого классика русской природы Михаила Михайловича Пришвина. И совсем не потому, что в эти февральские дни вся Россия отмечает его очередной юбилей и даже выпущена памятная серебряная медаль, где он запечатлен с блокнотом, в котором набрасывает очередные свои заметки и рядом с ним его верная собака.

Быть может, это та собака - сучка, которую он решил назвать по имени русской реки Нерль, где он часто плавал на своем челноке и впитывал, впитывал окружающую его природу. Чтобы потом все им увиденное и отраженное явилось нам в его прекрасных произведениях. Помню своё детство в Казахстане и именно тогда впервые прочитанная мною его книга «Кладовая солнца» и другие рассказы. А ведь многое из этого появилось после определенных лет жизни Пришвина на переславской земле.

А уж его «Дневники», которые он скрупулезно вел изо дня в день, это уже стало нашим всеобщим достоянием в последние десятилетия. И их-то надо перечитывать, что называется, с карандашом в руке. Ведь именно там он впервые охарактеризовал Ленина как «Убивец», да и по всей другой нашей исторической действительности прошёлся что называется «Красным колесом», потому как ни на миг не отступал от правдивости той жизни.

А она у нас, как известно, была такой разной и извилистой, когда мы все познавали прелести строительства социализма, затем ускоренного продвижения к светлому будущему – коммунизму, а приплыли совсем к другому берегу – капитализму с непонятно каким лицом. И каждодневно хлебаем его полной огромной ложкой. Так и живём…

Ну это я так, отвлёкся что-то, а поразмышлять хотелось бы совсем о другом - о музах Михаила Михайловича – о женщинах, которые так или иначе явились своебразным триггером его бесподобного многогранного творчества.

Итак, на дворе 1902 год. И купеческий сын 29-летний Михаил Пришвин, студент Лейпцигского университета, отправляется, воспользовавшись каникулами, в Париж. В городе любви он встречает Вареньку – Варвару Петровну Измалкову. И молодые пропали в водовороте любви.

Казалось, вот тот человек, с которым Пришвину бы довелось, случись иное, прожить всю оставшуюся жизнь. Но, может, совсем не став творцом словесности. Помыслы Варвары – их мирная семейная жизнь в окружении многочисленных детей. Но Михаил имеет совсем другие взгляды на их любовь. Они даже не были близки физически. Молодые рвут свои отношения.

Варенька ему ещё долго будет приходить во снах, и даже однажды они вновь попытаются встретиться, назначают день свидания, но Пришвин опаздывает на сутки и всё, это уже полное крушение их светлой и радостной любви.

Так Михаил обращается к перу и чернилам и начинает своё писательство. Он много путешествует, работает, и все его произведения – это подлинные жемчужины, которые и сегодня прекрасны. Но чтобы ощутить всю прелесть, их конечно же необходимо читать или же слушать в аудиозаписях. В этом тоже есть свое необыкновенное чудо.

Маститому литератору Пришвину было уже за сорок, когда он встретил Ефросинью – молодую женщину с годовалым ребенком и потерявшую мужа. Её огромные печальные глаза пленили Михаила Михайловича. Он готов был из грубоватой в манерах крестьянки сваять прекрасную женщину, которая бы растворилась в его любви и стала бы неземной и вожделенной. Может, и поспешил тогда Пришвин с браком, в чём он себя и только себя позднее корил.

Рождаются дети, их необходимо воспитывать, но писатель всё больше в путешествиях, в поисках новой натуры. Он стал избегать общества супруги, его мало кто понимает, а сама Ефросинья Павловна постепенно становится сварливой и властной. Где же она, эта милая Фрося, которой Пришвин был когда-то одержим? Он гоним, несчастлив и эти муки продлились долго –более 30 лет. Хотя писать он продолжает и муза – это та же Фрося, но не тамошних дней, а та, которую он встретил когда-то и полюбил.

Декабрь 1939 года. В ночь под Новый 1940-й год Пришвин, находясь вдали от жены, погружается в глубокие размышления об издании своих многочисленных дневников, которых накопилось к тому времени огромное количество. Он занят поисками секретаря. Все другие дни он только об этом и говорит своим друзьям. И, о чудо, сарафанное радио приводит к его дому женщину.

16 января в дверь его квартиры постучалась Валерия Дмитриевна Лиорко, потомственная дворянка. За её плечами два неудачных брака и годы отсидки в большевистских тюрьмах за своё происхождение. Она явилась к 67-летнему Михаилу Михайловичу к тому же ещё и с обмороженной ногой и первое, что делает писатель, стараясь обогреть незнакомку, предлагает ей тёплые носки.

Хотя сама встреча протекает довольно сухо и во всем между ними чувствуется взаимная неприязнь, Пришвин все же делает разумный выбор и сорокалетняя женщина уже на следующий день приступает к работе.

В процессе длительной работы, разборки многочисленных записей творца словесности и разговорах они постепенно сближаются. Наступает новая эра творчества прозаика. Пришвин понимает, что от Ефросиньи Павловны ему необходимо будет уйти. Сама она в бешенстве, его двое сыновей тоже не приветствуют разрыв отца с женой.

Тогда он доверяет своему дневнику следующие строки:

«Хоть под старость имею я право пожить с другом, который близок душе моей? Да, Ефросинью Павловну я любил и жил с ней согласно, а знаете ли Вы, что я всегда был одинок? Ведь она, хоть и умна, никогда не понимала меня».

Бесконечные письма жены в Союз писателей и последующий отъём квартиры не останавливают писателя.

А Пришвин, после разрыва брака, несмотря на все препятствия, отторжение родных, близких и непонимание друзей, на все последующие годы уезжает в русскую глубинку и живёт с Валерий Дмитриевной. Их романтичные, как сам писатель говорил, хрустальные годы, дали ему огромный заряд бодрости и энергии. И миру являются всё новые и новые его творения. Михаил Михайлович счастлив как никогда. Поэтому день той первой январской встречи отныне празднуется в их доме по-особенному. Это самый настоящий праздник, когда пекутся вкусные пироги и во всём царит безмерное благолепие.

Судьба распорядилась так, что и ушёл от нас Михаил Михайлович в мир иной в тот самый день -16 января, прожив со своей третьей музой 14 лет.

Молча, в размышлениях, стою на берегу реки Нерль. Какой же он всё-таки великий человек Михаил Пришвин. Во всём. Это его поистине необыкновенная жизнь, работа, путешествия, творчество и такие милые дамы, что окружали его, были с ним в радости и горести. Простые русские женщины. Такие все разные и необыкновенные. Без них, думаю, много что не получилось бы у Пришвина и потому не явилось бы и нам. Как прекрасен всё же этот пришвинский мир! И на него стоит посмотреть пристально…