Светлой памяти триумфатора Чесмы адмирала Спиридова посвящается

19 апреля по новому стилю День памяти адмирала Григория Андреевича Спиридова. Прошёл 231 год с того дня, когда в Москве ушёл из жизни величайший русский флотоводец, Герой Чесменского сражения и заботливый отец многоуважаемого семейства. Его сыновья и дочери, всяк по-своему тоже прославили Россию. Они и провожали отца в последний дальний по тем временам путь в его переславское имение Нагорье.

Хоронили, как свидетельствуют очевидцы, скромно. Без особых почестей. Присутствовали на погребении крестьяне из его многочисленных деревень, да ещё ближайший неизменный друг, боевой сподвижник и предводитель переславского уездного дворянства контр-адмирал Степан Петрович Хметевский.

Ныне в этот день, думаю, только немногие придут в Храм Преображения Господня, где в Казанском приделе находится адмиральская могила. Всё дело в том, что приличной дороги в Нагорье, так называемого в прошлом шоссе, на сегодня попросту нет. Как правильно сказала не так давно глава переславской администрации Ирина Строкинова, дорожное полотно хоть со стороны Москвы, а тем более со стороны самого Переславля начиная от Купанского, в наличии отсутствует. Правда, говорят, что в этом году будет определённые подвижки. Но до этого необходимо ещё дожить.

Конечно, такие дорожные хляби совсем не причина для того, чтобы не приехать и не поклониться адмиралу в этот день. Его жизнь, морская карьера от юнги и до полного адмирала, беззаветная храбрость, отвага и мужество в различных сражениях служат для всех нас примером. Таким и должен быть человек, посвятивший свою жизнь Российскому государству.

Вот только кто помнит об этом. Таких, думаю, в нашем государстве не так уж и много. Правда, с каждым днем число спиридовцев растёт. Это если читать правильные книги. Такие, которые раскрывает перед своими воспитанниками руководитель переславского ВПК «Моряки Спиридова» Ирина Леонидовна Коноплёва (на фото - с дочерью).

За своих юнг она спокойна: они могут о своем кумире и героическом наставнике говорить часами. Они знают о жизненном пути адмирала Спиридова всё и на этих мальчишек и девчонок можно во многом положиться.

Смело могу назвать ещё сотни фамилий людей, которым известно всё или почти всё, что связано с Григорием Андреевичем, с тем, кто с отважными капитанами, моряками и пехотинцами отправил в морскую пучину весь турецкий флот. В этом году Чесменскому морскому сражению исполнится 251 год. А день 7 июля назван в России Днём воинской славы.

Только вот в минувшем юбилейном, между прочим, году 250-летия великой битвы об этом в высоких инстанциях так никто и не вспомнил. Несколько статей в СМИ с непростительными ошибками и перевранной фамилией самого флотоводца, полное пренебрежение этой громкой датой со стороны телевидения и, как следствие всего этого – абсолютный вакуум знатных персон в этот день в Нагорье.

Но простой люд не забыл своего кумира. Со всех окрестных деревень уже с раннего утра стали подъезжать на торжественный молебен сельчане. И праздник состоялся. А какой шикарный мини-спектакль разыграли ученики Нагорьевской школы у памятника флотоводцу. И за трапезой так все чинно-мирно посидели, поговорили, вспомнили хорошего человека - Спиридова.

Так что, может и хорошо, что не было этих высоких лиц. А то сразу бы беготня, суетня. Даже диву даёшься, что несмотря на непростые пандемические времена в Нагорье всё прошло ровно, по–домашнему. Самое главное, никто ведь ничем потом не заболел. И до сих пор о том дне все вспоминают по-доброму.

Сегодня в России есть уже три памятника флотоводцу. Один из их находится в Кронштадте, другой в Мурманске, а самый известный - в том самом селе Нагорье. Вот о нём хотелось бы немного поподробнее.

У этого памятника флотоводцу №1 государства Российского адмиралу Григорию Спиридову, что установлен на месте бывшей его барской усадьбы в селе Нагорье Переславского района Ярославской области - трудная судьба. Как–то однажды пришлось перелистать старую подшивку газеты «Северный рабочий». И вот что удалось в ней найти.

В 60-х годах прошлого века к этому проекту архитектора, создателя реставрационной мастерской Переславля-Залесского Ивана Борисовича Пуришева и скульптора Олега Викторовича Буткевича с самого начала отношение было не то, чтобы сказать наплевательское, а просто никакое.

Итак, раскрываем газету и читаем, то «…архитектор Пуришев сделал проект памятника, а скульптор Буткевич изваял бюст адмирала. С того дня прошло немало времени. Строительно-архитектурные работы, завершённые в 1962 году лишь в основном, давно прекратились. Бюст адмирала долго лежал в ящике прямо на земле, затем его прибрали в кладовую Нагорьевского Дома культуры. Что же касается мраморных плит с изображением морского боя - компонента памятника, то они разбиты, испорчены. Заросло крапивой место, где должен стоять памятник. Грустная картина. И памятник есть, и место ему подготовлено, а вот установить его, завершить начатое — неужели это столь уж трудная проблема? Думается, отдел культуры райисполкома в первую очередь должен проявить в этом самую энергичную инициативу…».

После выхода самой статьи прошло ещё целых шесть лет, прежде чем памятник был наконец-то воздвигнут в центре села Нагорье, неподалеку от храма Преображения Господня, возведённого на средства адмирала Спиридова.

Что касается самой церкви, ее основательно постарались разрушить в советские времена. Глумились как могли. В 90-е годы начали реставрировать, но денег, как всегда, не хватило. Так и стоит храм поныне. А то, что успели сделать, понемногу уже начало сыпаться. Видно, такие уж мастера попались!

А теперь перенесёмся из переславского села, куда сегодня добраться совсем непросто, на великолепный испанский остров Менорка (Балеарские острова). О том, что более 250 лет назад здесь захоронены и забыты около двухсот российских моряков и солдат с кораблей Архипелагской экспедиции уже сообщали на имя Президента России Владимира Путина в своем письме участники международного проекта «За Адмирала Спиридова!». Возможно, их голос услышали, но ответ они так и не получили. А ведь речь идёт о сыновьях России, отдавших жизнь за Отечество и, слава Богу, что есть в нашей стране архивы, где еще остались их имена и фамилии!

В Испании живёт и служит удивительный и необыкновенный человек - настоятель храма Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде протоирей Андрей Кордочкин. Уже многие годы он занимается проблемой увековечивания погребённых на острове Менорка российских моряков, а также низших чинов морских десантных батальонов и полевых полков, но всё тщетно. Пока ещё никто в нашем Отечестве не протянул руку помощи этому человеку - одни лишь обещания: да, возможно, поможем, да, это не сумма, и - полнейшая тишина. Тупое безразличие и наплевательство. Подумаешь, какие-то матросы и солдаты, и почему мы должны выделять деньги, да ещё какие - охо-хо на сооружение какого-то обелиска. Есть ли в этом необходимость?

Передо мной лежат справки из Российского государственного архива Военно-Морского Флота, датированные 2015-м годом. Они адресованы протоирею Кордочкину и в них правда и только правда. То есть, если только отталкиваться от этих документов, священнослужитель занимается этим вопросом уже более пяти лет и всё напрасно!

Согласно документам, как и самой истории государства Российского, фрегаты первой Архипелагской экспедиции под командованием 56-летнего адмирала Григория Спиридова покинули Кронштадт 18 июня 1769 года, а 18 ноября флагманский корабль «Святой Евстафий вошёл в гавань порта Магон (нынешний Маон).

О первых 53 умерших Григорий Андреевич сообщил в Санкт-Петербург в Адмиралтейств-коллегию в конце 1769 года. Среди погребённых значится и сын адмирала – генерал-адъютант Андрей Спиридов. Можно только представить себе, каково было флотоводцу в тех несравненно сложных условиях далеко от родимых берегов хоронить вместе с другими своего девятнадцатилетнего первенца. Может его спасло от полного отчаяния то, что третий его сын шестнадцатилетний Алексей был с ним рядом и во всем служил адмиралу надеждой и опорой.

В 1820 году французский консул Форман де Шамплагар узнал, что в пещерах острова найдено значительное количество человеческих костей. Как оказалось, они принадлежали нашим соотечественникам. Им было инициировано перезахоронение найденных останков и установлен обелиск. Позднее обелиск снесли, но в Московском Государственном историческом музее есть картина с его изображением. И это всё. Более никто всерьёз памятью о наших захороненных матросах и солдатах никогда не занимался. По сей день! Разве, что протоирей Кордочкин, но как говорится, воз и ныне там. Россия, это твой стыд, ты слышишь!

Ведь есть списки погребённых, можно же установить какую-то мало-мальски значимую плиту, стелу. Только кто за это возьмётся?

Поэтому с памятью адмирала Спиридова хоть в своём Отечестве, хоть за его пределами всё обстоит не совсем так, как полагается. Вы посетите Нагорье и сами убедитесь, что «…нет ребята, всё не так, всё не так, ребята!» Помните, как пел классик Владимир Высоцкий. А ведь он трижды прав!

Когда-нибудь закончится эта чёртова пандемия. Вы окажетесь на острове Менорка. В гавань заходит красивый российский военный крейсер с дружеским визитом. На его борту надпись «Адмирал Спиридов». Вы прогуливаетесь по окрестностям острова. И вдруг шикарный обелиск, а на нём выгравированы фамилии всех русских матросов и солдат десантных батальонов, упокоившихся в испанской земле. Вы протираете глаза, не сон ли это.

Пока, скажу я, всё это вам действительно приснилось. А может уже завтра…

Только когда это будет?