Провинциальные заметки из простого, но не совсем обычного русского села

Нагорье – обычное село в Переславском районе Ярославской области, каких множество в России. Всё как везде. Школа, больница, Дом культуры с библиотекой, Преображенский храм, отстроенный на средства героя Чесмы Адмирала Спиридова, пожарное депо, множество магазинов, аптека, отделения «Сбербанка России» и «Почта России», АЗС и кладбище.

Может кого-то не упомянул, забыл, это не так страшно. Главное – люди. Они и необыкновенные, энергичные, задорные, но вместе с тем какие-то инфантильные. Конечно, не все такие, но пройдут так мимо и ничего им вроде не нужно. Правда, приветствия раздают направо и налево, так принято.

Я сам впервые приехал в это село лет десять назад. С тех пор оно ничуть не изменилось, разве что «Пятерочка» открылась, после чего сразу прекратили своё существование несколько торговых точек, да месяц назад началось обновление дороги, уходящей из Нагорья в Переславль-Залесский.

Ещё сильны у всех воспоминания об этой автотрассе. Некоторое время назад она была почти полностью убитой. Примерно такую же трассу воспел когда-то в далеких семидесятых годах прошлого века в некотором переосмыслении известный поэт Евгений Евтушенко

Грубей, чем любая дерюга

Прочней буйволиных спин

Ведёт в Переславль дорога

Дорога номер один

Уж сколько автомобилей было загублено на этой трассе, сколько человеческих жертв, нервов и здоровья потеряно – уже никто и не вспоминает. На всём своём протяжении в 47 километров она была сплошь и рядом испещрена воронками, рытвинами, ямами, разломами.

Ныне дорога обретает новый доселе невиданный облик и с каждым днём её полотно все ближе и ближе к селу Купанское. А до него уже трасса есть с хорошим дорожным покрытием, которое не только принесло радость людям, но и неожиданные огорчения. Ведь у нас в России самая первая забава - напиться в стельку и за руль. Вот она, и первая береза. Удар, и враз загублена очередная жизнь, а то и сразу несколько.

Поэтому всё чаще звучат голоса о небольших препятствиях - лежачих полицейских на трассе хотя бы перед въездом в каждое село с двух сторон. А ещё хорошо бы камеры слежения развесить. Смотришь, и перестали бы люди гонять на своих юрких авто с дерзкой скоростью. Да и лесные животные на трассу выходят. Медведи, волки, лоси, лисицы, хорьки и кого только нет в дремучей чаще. Поберегись!

От этой дороги, с которой вроде бы на сегодняшний день всё в порядке, переместимся в само Нагорье. Его центральная улица имени адмирала Спиридова сегодня сплошь на всем протяжении в ямах и воронках.

В начале июня в древний монастырь на Сольбе пожаловали на фестиваль паломники со всей России. Тысячи православных на автобусах проехали через Нагорье. И каждый из них воистину прочувствовал всю «прелесть» дороги в этом селе. А ведь за несколько дней до их проезда в Нагорье работали дорожные ремонтники, пытаясь устранить неровности дороги. Но, признаться, сделали они свою работу небрежно, кое-как.

Вы только побывайте в Нагорье и сможете воистину убедиться в подлинной истинности моих слов. Прямо с центральной площади перед Храмом сверните к магазину «Пятерочка» и сразу же колёса вашего авто окажутся в глубоких ямах. Словно только что пролетел вражеский бомбардировщик. Ничего не поделаешь, таковы прелести сегодняшней жизни в этом селе.

А теперь перейдём к горючему, которое разливается в баки автомобилей на Нагорьевской АЗС. Оператор там - прекрасная девушка. Всё у неё ладится, работа спорится, все довольны. Сам не раз там бывал, что не попросишь, сразу же и, пожалуйста, с улыбкой.

Только вот жалованье у оператора АЗС более чем скромное. Работала она работала и вдруг восстала, не хочу и всё, копейки эти получать. Ей бы прибавить зарплату хоть как-то, но нет, лучше уж АЗС закрыть. А ближайший бензин разливают в какую сторону не поедешь от Нагорье - всё под сотню километров. И куда теперь бедному водителю податься? А ведь и скорая, и пожарная, и полиция, МЧС – все эти, как и другие спецавтомобили заправляются исключительно нагорьевским топливом. Вот и суди-ряди, как из этого дерьма теперь выбираться?

Аналогичная картина в отделении «Сбербанка России». Его все знают в Нагорье. Банкомата там отродясь не бывало, так что все жаждущие получить, заплатить, перевести – все в очередь к операторам. Каждый день как на пасеке жужжит в этой малюсенькой комнатке людской рой.

И вроде бы расторопные операторы, но всем же не угодишь. Случаются и конфликты, угрозы дойти до прокурора и высшего начальства. А зарплаты у девчонок, что сидят по те сторону барьера все те же мизерные. Они ежедневно пропускают через свои руки сотни тысяч, а раз в месяц им перечисляется более чем скромное жалованье. И будут они после этого здесь горбатиться. Да, ни в жизнь! Нет, и всё!

Следовательно, и отделение «Сбербанка России» тоже под угрозой закрытия. Ближайшее не за речкой Нерль находится – несколько десятков километров необходимо преодолеть. Знает ли об этом Председатель правления «Сбербанка России» Герман Греф, не знаю, не ведаю.

С наступлением весны в Нагорье появляется масса приезжего люда. Это представители из разных городов, обретшие недвижимость по близлежащим селам. Обычно в субботу, когда на площади перед Храмом, разворачиваются торговые палатки, они съезжаются в своём большинстве. Толкаются в торговых рядах, сорят деньгами, громко кричат, бросают где попало свои огромные автомобили. Изрядно прошерстив прилавки и нагрузившись всякими товарами, разъезжаются восвояси.

Попробуй-ка, остановить хоть одного из них в надежде добраться до ближайшего села. Поднимаешь руку, надеешься, но всё тщетно. Автомобиль с рёвом проносится мимо тебя. Вот такие, они в своём большинстве приезжие дачники-неудачники. Злые и самовлюблённые.

Жителям древнего Нагорья так хочется возродить своё село, где они родились и выросли. Правда, помощи ждать им не от кого, разве только одни обещания и советы. А деньги все в администрации городского округа Переславль-Залесский. И каждый проект, каждую копейку им необходимо обосновать, защитить и ещё потом за это отчитаться. Дают не на всё, так что особо не размечтаешься. А ведь столько надо сделать и не сегодня, а уже вчера. А все принимается с недоверием и обычно спускается на тормозах.

Никому, и прежде всего чиновникам администрации городского округа и дела никакого нет, что Нагорье-это не просто рядовое русское село, а государственный исторический центр России, где в своем собственном Храме захоронен самый великий российский флотоводец Григорий Андреевич Спиридов. И уже только поэтому в Нагорье все должно быть по- человечески обустроено. Ни в чем не должно быть ни сучка, ни задоринки. Но куда там! И поныне в этом беднейшем селе все не так, все не так как надо. Жаль! Вот вам и современная действительность нашей глубинки!

А между тем, как сказал в прошлом году владыка Феоктист на церемонии передачи адмиральского кортика, хозяином в Нагорье был и остаётся поныне давным-давно ушедший от нас адмирал Григорий Андреевич Спиридов. И из своего бессмертия он продолжает терпеливо наблюдать, как же обстоят дела в его родном поместье.

Уж при нём-то никто бы и не посмел снег в зимой с улиц не убирать, дороги содержать в таком задрипанном состоянии, людей, таких славных и почитаемых, не уважать и не замечать. Такого не было при нём. И это абсолютно точно. Так почему же сейчас по-иному, и всё вокруг происходит согласно непонятным и неосмысленным указаниям от чиновников. Оглянитесь, на дворе ныне XXI век, а мы всё катимся и катимся в эпоху неолита. Эх, и куда же всё ушло!