Оперативные меры могут превратиться в "маски-шоу" на благо конкурентов

Ситуация с пандемией требует срочных, притом комплексных мер в самых разных секторах экономики, да и в повседневной жизни сограждан. Эти вопросы курируют многие ведомства, в рамках своих оперативных штабов. Но, к сожалению, экономика, как и система управления в стране оказались неподготовлены, в лучшем случае — слабо подготовлены к таким эксцессам. Точнее — к оперативному, притом комплексному реагированию на возникшую ситуацию.

Да, предпринимаются срочные меры, например, по ускоренному развитию производства масок и всех других изделий, позволяющих купировать последствия пандемии; организуется сеть всевозможной помощь людям и предприятиям, пострадавшим от пандемии; приняты ряд мер по поддержке малого и среднего бизнеса.

Так, Союзлегпромом создан антикризисный штаб, оказывающий оперативную помощь компаниям и предприятиям, например, в получении ими заявленных мер господдержки, в информировании об этих мерах и их разъяснении. Проводится также мониторинг ситуации на предприятиях отрасли, что позволяет формировать инициативы по расширению мер поддержки, содействовать активному взаимодействию между предприятиями в столь сложный период (подробнее см. https://www.souzlegprom.ru/ru/ ).

Однако давние и поныне существующие «изъяны» в важнейших сферах, обеспечивающих — при внезапных сложных ситуациях — жизнеспособность сограждан и дееспособность бизнеса, как и экономики в целом, навряд ли устранимы за короткий период по очевидным причинам — экономическим, географическим, правовым.

Вот, скажем, информация, впрямую касающаяся ситуации в легпроме в контексте эпидемии: «...В Башкортостане открылся пошив защитных масок. Основные поставки марли для индивидуальных средств защиты совершаются из Иванова и Подмосковья. Однако производители Башкирии обратились за марлей в соседние страны.

Министр промышленности Башкирии Александр Шельдяев на брифинге 31 марта сообщил, что были оформлены поставки марли из Узбекистана. Фабрики, выпускающие марлю в России, сейчас находятся в загруженном состоянии. Чтобы не оставаться без материалов и продолжать пошив хлопчатобумажных и бязевых защитных масок, проводились переговоры с Узбекистаном. После разрешения вопроса с финансированием в республику поступит фура с марлей. Такого количества материалов хватит на 4 миллиона масок» (см. https://bash.news/news/120182-v-bashkirii-planiruyut-poshiv-4-mln-zashchitnykh-masok, 31 марта)

Глава Аптечной гильдии Елена Неволина: "...в Минпромторге нам сообщили, что всеми способами наращивают производство предприятия и по производству масок, и по производству антисептиков: они временно переведены на непрерывный цикл работы. Положительную роль в преодолении дефицита играет и улучшение ситуации в Китае: во-первых, он возобновляет поставки сырья в Россию, и это важно, так как маски у нас шили в основном из китайского сырья.

Во-вторых, наши региональные отделения подтверждают, что китайские партнеры возобновили поставки готовых масок. Это, правда, больше касается наших дальневосточных регионов, в частности, Амурской области. Но речь идет уже о совершенно другом уровне стоимости: если до кризиса, связанного с падением рубля и до начала эпидемии, стандартная закупочная цена на маску составляла 2,5 рубля, то сейчас Китай продаёт их по 20 рублей за штуку» (см. https://selgazeta.ru/lenta-novostey/obschestvo/sredstva-dezinfektsii-i-maski-poyavyatsya-v-aptekah-k-aprelyu.html, 26 марта).

Похоже, и в этой подотрасли сохраняется высокая зависимость от импорта. Судя также потому, что в рамках ЕЭК на днях принято решение о временном обнулении ввозных пошлин на широкий ассортимент медицинских изделий, в том числе в сегменте антиэпидемиологических средств и их компонентов.

Тем временем, представители немалого числа предприятий легпрома (и, вероятно, ряда других отраслей?..), по имеющейся информации, не могут добиться оперативной взаимосвязи, столь востребованной, с антикризисным оперативным штабом Минпромторга, или же оперативно-чётких разъяснений и рекомендаций от этого штаба. Хотя очевидно, что заявленные меры господдержки малого и среднего бизнеса в современных условиях требуют, скажем так, более чем чёткой работы любых профильных оперативных штабов, тем более ведомственных и межведомственных.

Малые и средние предприятия, разумеется, в нынешней ситуации должны быть уверены, что именно реальное реагирование профильных госструктур на злободневные запросы со стороны малого и среднего бизнеса — это не только «срочное» формирование каких-либо новых структур для чиновников