Флот ФГБУ «Канал имени Москвы» готовится к открытию навигации

До официального открытия летней навигации 2020 остаются считанные дни. В Московском бассейне внутренних водных путей (ВВП) она стартует 24 апреля. К этому времени технический флот Учреждения, обслуживающий внутренние водные пути и гидротехнические сооружения, завершит плановые ремонты и будет готов встать на очередную навигационную вахту.

Технический флот «Канала имени Москвы» очень разнообразен по своему составу, так, например, специализированную группу составляют черпаковые земснаряды, землесосы, мотозавозни, шаланды и брандвахты, формируемые в земкараваны. Земснаряды выполняют дноуглубительные работы. Мотозавозни предназначены для перекладки якорей земснарядов. На шаландах – самоходных и несамоходных – перемещают к местам отвалов удаляемый черпаковыми земснарядами грунт. Брандвахты используются для размещения и отдыха экипажей земкараванов.

Кроме того, в состав флота «Канала имени Москвы» входят дноочистительные снаряды, с помощью которых проводят очистку дна от наносов и других подводных препятствий, а также плавкраны, задействованные, в том числе, в обслуживании и ремонте гидротехнических сооружений.

В составе технического флота Учреждения свою вахту несут специальные промерные суда, буксиры, танкеры, обстановочные и экологические теплоходы, баржи, разъездные суда и осмотровые катера.

В межнавигационный период суда находятся на 10 базах флота – в Московском, Тушинском, Яхромском, Волжском, Тверском, Рязанском и Рыбинском районах гидротехнических сооружений, а также в Серпуховском и Муромском районах водных путей.

После прихода судна в затон на отстой его выводят из эксплуатации, в установленном порядке приводят в состояние зимнего отстоя, проводят межсезонную консервацию машин и механизмов, «просаливание» забортных отверстий, убирают с судна весь мусора и отработанную ветошь.

При необходимости проведения текущего ремонта на судне назначается ответственный за выполнение работ, как правило, из командного состава экипажа. За время такого ремонта проверяют все системы судна, при необходимости проводится текущий ремонт узлов и агрегатов.

При необходимости капитального ремонта его (в зависимости от сложности и объёма) проводят либо непосредственно на филиалах Учреждения, либо – на соответствующих специализированных судоремонтных заводах. Например, в рамках подготовки к навигации 2020 плановые работы по капитальному ремонту ведутся на 16 единицах флота, при этом почти половина из них – силами специалистов филиалов.

Для самостоятельного осмотра и ремонта своего технического флота Учреждением используется камера шлюза №11, которая много лет служит сухим доком.

В указанной связи в поселке Шлюзы Учреждением оборудовано стапельное устройство докового типа, необходимое для проведения текущих ремонтных работ. Данные работы как правило, включают замену наружной обшивки корпуса с ремонтом оборудования, а также очистку и покраску судов. Задействованы в ремонте технического флота Учреждения и баржи, на которые специальным краном для ремонта поднимают из воды мелкие технические суда весом до 30- 40 тонн.

В 2020 году хозяйственным способом на слип для замены обшивки и ремонта оборудования было поставлено 8 судов, для чего ремонтникам Учреждения потребовалось более 14,5 тонн металла. Необходимо отметить, что по действующему регламенту в целях обеспечения безаварийной эксплуатации флота в период навигации команды судов технического флота Учреждения также самостоятельно осуществляют техническое обслуживание главных и вспомогательных двигателей, все необходимые для этих работ квалификационные навыки и оборудование у работников Учреждения имеются.

Своими силами и средствами Учреждение может отремонтировать не весь свой флот, так, слипование теплохода «Путейский 401» Рыбинского РГС и плавкрана «ПК-8» Тверского РГС выполняется на Белогородской судоверфи (Тверская обл., Кимрский р-н, пгт. Белый Городок), а работы по кап.ремонту черпаковых деталей для земснаряда «Московский 501», Рыбинского РГС ведёт специализированное ООО «ТРКОМ» (г. Тверь).

Сегодня принимаемые Росморречфлотом и Учреждением особые профилактические меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, конечно, накладывают дополнительные технические сложности на подготовку флота к работе. При этом все мероприятия идут в штатном режиме, и навигация 2020 будет обеспечена силами флота Учреждения своевременно и в надлежащем объёме.

Из досье медиа-портала iСводка+:

Слип – судоподъёмное / судоспусковое устройство наклонного типа, предназначенное для управляемого автоматизированного спуска и подъёма судов. Слип необходим для берегового обслуживания судов, проведения ремонта, а также консервации судов на длительное зимнее хранение. Слип представляет собой наклонную береговую площадку с рельсовыми путями для спуска судов с уровня стапеля на воду или подъёма судна из воды. Спуск судов осуществляется на рельсовых тележках с помощью лебёдок. Может иметь или не иметь передаточного устройства.

Судовой док

Сооружение, служащее для извлечения судов из воды, осмотра и ремонта их подводной части (докования). Док оборудован механизмами и устройствами для ввода и установки судов над опорами (кильблоками, клетками и др.), насосами для перекачки воды, передвижными кранами, средствами для подачи электроэнергии, пара, сжатого воздуха, кислорода и др., для ремонтных или строительных работ. Подразделяются по устройству и способу заполнения на сухие, наливные и плавучие.

Верфь – это отдельное предприятие, основной целью которого является постройка/ремонт судов, имеющая свои склады, цеха, производственные участки.

***

ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах Российской Федерации. Объекты предприятия включают 233 гидротехнических сооружения и 3842 км водных путей.