Хотите знать, о ком сказано: «Есть такая профессия – Родину защищать»

До первой Звезды

Трижды Краснознамённый – это звучит и солидно, и красиво. Мы знаем такие полки и дивизии, знаменитые оркестры и ансамбли. А вот трёхзвёздным может быть или коньяк, или, в просторечии – генерал. Сказать так про трижды кавалеров ордена Красной Звезды, язык как-то не поворачивается.

Однако у Сергея Петровича Болгова - три Красных Звезды, так решила судьба. А время летит незаметно. Прошло уже больше сорока лет, как советские войска вошли в Афганистан и более тридцати, как они его покинули. Но для полковника Болгова всё, что происходило там, за речкой, это как вчера. Он отчётливо помнит каждую свою командировку на афганскую войну, о которой в последнее время говорят все меньше и меньше.

Это сегодня его знают, как военного комиссара Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов Ярославля, члена Совета Ярославского областного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». И также знают как афганца.

С детских лет Серёжа проявлял завидную твёрдость и решимость в выборе военной профессии. Всё оказалось просто – ему было с кого брать пример - отец Пётр Алексеевич Болгов, фронтовик, пулеметчик, за храбрость и доблесть, проявленную в боях за Отечество отмечен орденом Красного Знамени и дважды орденами Красной Звезды. Сергей хорошо успевал в школе, и педагоги прочили ему найти себя в дальнейшем там, где могут с успехом пригодиться его отменные математические способности.

Есть такая профессия...

Но Болгов так и не пошёл по начертанному ему пути: после восьмого класса, не предупредив родных, он подаёт документы в Свердловское Суворовское военное училище. А затем он уезхал в Алма-Ату. Ах, какой же это ослепительный город, имя которого переводится как «отец яблок», и незабываемая для него учёба в Высшем военном общевойсковом командном училище имени Маршала Советского Союза И.С.Конева.

В 2020 году выпускники прославленного военного учебного заведения в рамках праздничных мероприятий, посвященных 50-летию родного училища, встречались в подмосковном парке «Патриот». Как много довелось там встретить Сергею Петровичу офицеров, получивших назначение и разъехавшихся, как и он после окончания училища, по всей огромной тогда стране - СССР.

В 1979 году, выпустившись молодым лейтенантом, Болгов прибыл для прохождения дальнейшей службы в Закарпатье, в тихий зелёный город Мукачево. А спустя всего полгода – первая командировка в Афганистан вместе со своим 149-гвардейским мотострелковым полком. Место назначения - город Кундуз, и он – командир взвода.

Его бойцы обеспечивали на блокпосту прохождение боевых автоколонн. В тот день неожиданно напали душманы. Завязалась перестрелка, моджахеды, теряя убитых и унося на себе раненых, вынуждены были ретироваться. Среди подчинённых лейтенанта Болгова потерь нет, раненых тоже. За этот бой комвзвода был удостоен первого ордена Красной Звезды. Причём, получил его первым в своем полку!

Фронтовики, наденьте ордена!

Ровно за неделю до этого на боевые позиции к ним приехал замполит полка. В разговоре с Болговым, он достал из папки аудиокассету.

- Подарок тебе привёз. Мы записали радиопередачу «Награда нашла героя». По «Маяку» транслировали. Послушай, порадуешься.

Прослушав кассету, Сергей узнал, что его отец Петр Алексеевич Болгов за мужество и отвагу в одном из сражений под Москвой в 1941 году был отмечен орденом Красной Звезды. После досрочного окончания курсов в Ташкентском пулеметном училище, красноармеец Болгов был направлен защищать столицу. Пулемётчик он был отменный и врага разил беспощадно. Немало гитлеровских автоматчиков, попадая в бою под ураганный огонь его Максима, нашли свою смерть на заснеженных полях Подмосковья. Тогда он и был представлен к награде, которую получил только в 1980 году.

Вслушиваясь в знакомый голос отца на кассете, Сергей узнал, что Пётр Алексеевич гордится своим младшим сыном, его службой, но о том, что в данный момент Сергей воюет в Афганистане, Болгов-старший не знал. Тогда для всех это было тайной.

А через некоторое время лейтенант Болгов приехал в отпуск навестить родителей. Сели обедать, отец рассказывает про только что врученный ему в военкомате орден за бои под Москвой, достал его такой новёхонький из коробочки, передал сыну. Сергей смотрел на орден, улыбался, перевернул, взглянул на порядковый номер и воскликнул:

- Ты знаешь, папа, у меня такая же награда, и разница в номерах у нас с тобой лишь на четыре единицы. Твой орден чуть-чуть старше моего.

Он достал из чемодана свой орден Красной Звезды и передал его отцу. Как же обрадовался тогда Петр Алексеевич высокой награде сына - достойная смена ему подросла, настоящий офицер, и получается - уже боевой. В 1981 году Сергея Петровича по замене перевели в 78-ю учебную мотострелковую дивизию, дислоцирующуюся в городе Чебаркуль. На Урале Болгов служил как все, был отменным специалистом и суровым командиром. И это во многом отражалось в том, что его подчиненные взвода, а затем роты проходили все проверки только с хорошими и отличными оценками. Его военная карьера ни у кого не вызывала нареканий и через какое-то время Болгов стал начальником штаба, а затем и командиром учебного мотострелкового батальона.

Последний бой - он трудный самый!

Но там, «за речкой», в Афганистане, как говорили тогда, по-прежнему сохранялась тревожная обстановка. Сергей рвался на передовую, он подал не один рапорт и летом 1987 году капитан Болгов - уже в Кабуле. Так 181-й мотострелковый полк, дислоцирующийся в столице Афганистана, обрёл своего нового комбата.

И вновь он с бойцами осуществляет проводку автоколонн по горным дорогам. Эти извилистые трассы в ущельях и нависших над ними скал ещё долго потом будут сниться Болгову. За каждым поворотом и выступом случалось разное: каменные лавины, мины и фугасы, обстрелы и боестолкновения. Редко, ох как редко проход автоколонн совершался беспрепятственно. Душманы, как стервятники, прицельным огнем поджигали бензовозы, взрывали автотехнику и выводили из строя бронемашины. Шла война, о которой в Союзе все узнают значительно позднее.

Тогда же везде и всюду только одни лишь победные реляции, вранье и... грузы 200, цинковые гробы с телами погибших парней. И их становилось все больше и больше.

Летом 1988-го батальон Болгова, как обычно, участвовал в сопровождении автоколонны с боеприпасами, горючим и продовольствием. Неожиданно за одним из дорожных поворотов раздался взрыв, пулеметные и автоматные очереди разорвали горную тишину. Завязался бой. Беспощадный и отчаянный. Нелегко тогда пришлось подчиненным Болгова. Душманы наседали со всех сторон. Но выучка, мужество и храбрость советских бойцов, среди которых вскоре было немало раненных, помогли им выстоять. Враги ушли, сожжённые моджахедами машины растащили по обочинам, и автоколонна продолжила движение. Офицер Болгов за этот бой получил второй орден Красной Звезды.

В ноябре 1988 года Сергея Петровича вызвал командир полка и поручил ему, согласно полученной информации о нападении на сторожевую заставу Народной армии Афганистана, организацию боя. Душманы вели по батальонным позициям шквальный огонь из минометов. Майор Болгов вёл управление боем из штабной машины. Одна из мин упала рядом с автомобилем, взрыв и осколок поразили ногу комбата…

Ему прибежали на помощь командир взвода обеспечения прапорщик Степан Климчук и начальник медпункта батальона прапорщик Юрий Иванов. Болгова осторожно перенесли из кунга автомобиля на броню БТРа и в сопровождении боевого охранения доставили в Кабул. В военном госпитале хирурги, осмотрев раздробленную ногу комбата, приняли скоропалительное решение об ампутации. Благо, рядом оказались только что прилетевшие медицинские светила из Ленинградской военно-медицинской академии.

После состоявшегося совместного консилиума было принято иное решение. И ногу Болгова заключили в аппарат Илизарова. Вскоре офицера отправили для прохождения дальнейшего лечения в Центральный военно-морской госпиталь в дачную Купавну, под Москвой. Много месяцев провёл Сергей Петрович на больничной койке, прежде чем восстановил ногу и вернулся в строй.

А тут и награда подоспела – третий орден Красной Звезды. Сегодня у комиссара полковника Болгова напряженный период в работе-подготовка к очередному весеннему призыву. Этот человек по-своему необычен и уникален. Ещё бы, три афганские вехи в его жизненной офицерской биографии трижды отмечены орденами Красной Звезды. Таких, прошедших через военное горнило, единицы. Пожелаем ему удач!