Куда клонится современный Казахстан: добро пожаловать Америка?

Сегодня перед Центральной Азией, как и перед многими другими регионами, встаёт вопрос — как будут трансформироваться отношения с другими. Регулярно ссориться м соседями — себе дороже, но и смириться с экспансией издалека — тоже не лучший вариант.

Для Казахстана, как активного члена ЕАЭС, ОДКБ и иных интеграционных структур, выбор вроде бы ясен — вместе с Россией и её партнёрами. Однако не всё так просто, причём не только в силу соседства и традиционных связей страны с Китаем.

Западные страны, и прежде всего США, тоже всё более активны в регионе, особенно после исхода американского военного контингента из Афганистана. На днях о больших региональных планах поведал посол США в Казахстане, а вслед за ним помощник госсекретаря США Дональд Лу спокойно констатировал, что

«Интерес Вашингтона к Центральной Азии определённо увеличивается».

Мы уже писали о том, как меняется отношение США к Центральной Азии с началом войны на Украине, как локальные и внешние вызовы изменят положение стран региона и насколько долгосрочной может стать релокация в них американских компаний (Азиатский большой разлом).

Характерно, что до начала российской СВО эксперты долгое время говорили о том, что США теряют интерес к Центральной Азии после вывода войск из Афганистана. Но, кажется, что-то изменилось после того, как Россия вторглась на Украину.

Как американский истеблишмент характеризует интерес Америки к региону? Слово Дональду Лу:

Интерес Вашингтона к региону определенно увеличивается. Интерес к сотрудничеству повышается и со стороны наших партнеров в Центральной Азии. Это стратегически важная часть мира, которая проходит через большие изменения.

Мы хотим показать, что Соединённые Штаты являются конструктивным партнёром для региона, особенно в момент, когда он сталкивается с различными сложностями: ростом цен на нефть, удорожанием продуктов питания, а также затруднением экспорта товаров на международные рынки. Есть также мигранты, уезжающие в Россию.

Но есть и россияне, кто, наоборот, прибывает в Центральную Азию. Мы приехали в регион с моими коллегами − целой делегацией. Мы считаем это важным моментом, чтобы мы, как США, проявили свою преданность и приверженность принципам независимости и территориальной целостности стран региона.

В течение года мы наблюдали череду трансграничных конфликтов и внутренних политических проблем в странах Центральной Азии. Как бы вы оценили ситуацию, в которой находится регион? Вы бы назвали ее кризисной?

Я думаю, что вы правы. В регионе заметно возрастание событий, полных насилия. Я был послом Соединённых Штатов в Кыргызстане, когда там произошла последняя революция. В Казахстане, в том числе в Алматы, тоже произошли серьезные потрясения. Они также случились в Горном Бадахшане и Каракалпакстане. Я уже долго думаю, есть ли какая-то нить, которая связывает все эти акты насилия. В связи с этим мне кажется очевидным, что в странах региона должно стать больше подотчетности перед людьми относительно распределения социальных, экономических и политических благ.

Институты гражданского общества Кыргызстана сейчас испытывают серьезное формальное и неформальное давление со стороны президента страны и приближенных к нему людей. Это затрагивает журналистов, общественных деятелей и правозащитников. Какова в вашем понимании глубина политического кризиса в стране?

Мы сильно обеспокоены тем, что сейчас происходит в Кыргызской Республике. Мы видим, что происходят аресты журналистов и представителей гражданского общества.

Недавно мы стали свидетелями блокировки сайта Радио Азаттык в стране, а также ареста их банковских счетов. Часть этих событий является последствиями комментариев, которые были сделаны в СМИ по поводу конфликта на кыргызско-таджикской границе.

Я проработал в Кыргызстане шесть лет, начиная с 2003 года и покинул его около полутора лет назад. В предыдущие 20 лет мы видели и хорошие моменты, и плохие в отношении правительства страны к гражданскому обществу.

Но что безусловно, так это то, что гражданское общество в Кыргызской Республике − самодостаточное и крепкое, устойчивое относительно всех изменений.

Оно является сильной материей, которое создает общество страны. И я более чем уверен, что гражданское общество выдержит эти сложности, потому что оно сильное.

Но мы поднимали вопросы о нем и озвучивали свою обеспокоенность на самых высоких уровнях во время переговоров с правительством Кыргызстана.

Долгое время демократические процессы в Кыргызстане дарили ощущение надежды не только региону, но и постсоветскому пространству.

Однако сейчас мы видим тяготение страны к авторитаризму, утвердившемуся во многих других странах Центральной Азии и постсоветского пространства. Ожидаете ли вы, что авторитарная логика окончательно возобладает в этой части мира?

Мы часто говорим о Центральной Азии как о едином регионе, но она состоит из пяти абсолютно разных стран. В Казахстане и Узбекистане мы видим, что их правительства проводят сейчас определенные реформы. В обоих случаях мы поддерживаем усилия, амбиции и намерения этих реформ.

Но в то же время мы хотим видеть полное осуществление этих реформ ради блага жителей обеих стран. Возвращаясь к Кыргызстану, я верю, что именно гражданское общество выведет граждан страны на путь развития. Я уверен, что оно выйдет из нынешней ситуации ещё более сильным. Мы находимся где-то в середине процесса.

Что касается Таджикистана, страна сейчас преодолевает большие сложности и находится в серьезном стрессе. Происходят террористические нападения со стороны Афганистана, ракетные удары. Продолжается пограничный конфликт с Кыргызстаном. А в Горном Бадахшане проходят демонстрации, во время которых применяется насилие со стороны правоохранительных органов. Все эти события являются для правительства большой преградой в развитии страны.

В Туркменистане все эти 30 лет общество остается очень закрытым. И в этом году прошли выборы молодого президента. И мы не знаем, будет ли этот новый президент реформатором или продолжит прежний политический курс. Но это дает нам небольшую надежду на то, что тот, кто имеет опыт жизни за рубежом, кто заявлял о желании заняться реформами, реализует в стране позитивные изменения.