Казахстан и Центральную Азию ставят перед выбором - куда и как развиваться дальше

Вопросы vlast.kz, ответы Дональда Лу, заместителя госсекретаря США. Окончание. Начало см.

Как все эти обстоятельства меняют политику США в отношении региона? Ранее она была сосредоточена на энергетических и бизнес-проектах. Переосмысливаете ли вы сам дизайн партнерства?

На самом деле я достаточно оптимистично настроен по поводу возможностей для бизнеса и инвестиций в Центральную Азию. Исторически этот регион имеет очень глубокие бизнес-связи с Россией. В то же время страны региона, сохраняя существующее взаимодействие с Россией, ищут пути диверсификации своих экономик и построения новых связей с другими странами, включая США. И если вы посмотрите на статистику товарооборота, то у каждого государства Центральной Азии заметен большой рост торговли с Соединёнными Штатами.

Как мы видим, многие американские компании уходят с российского рынка и ищут возможности начала работы на рынках Центральной Азии. Энергоресурсы, которые приходят из Центральной Азии, особенно через Каспийское море, никогда не были так важны, как сейчас. И это имеет значение не только для мировой энергетической стабильности, но также для энергетической безопасности Европы. И Соединённые Штаты сейчас работают очень усиленно над тем, чтобы обеспечить возможность для стран Центральной Азии безопасно экспортировать ресурсы на глобальные рынки.

Страны Центральной Азии не смогут за несколько лет значительно ослабить экономические отношения с Россией. И я уверен, что даже через время все соединяющие их нити не будут разорваны. Каковы ваши ожидания и что будут делать США, если государства региона не смогут так быстро перестроиться, а конфликт в Украине будет продолжаться?

Я хотел бы подчеркнуть, что санкции Соединённых Штатов против России направлены против президента Путина, военной индустрии страны, а также олигархов. В своих переговорах с представителями стран Центральной Азии мы всё время повторяем, что эти санкции не нацелены на ухудшение положения жителей региона.

Мы понимаем и осознаём, что все страны Центральной Азии имеют долгую и глубокую историю, которая связывает их с Россией. Мы, конечно, ожидаем, что связи с Россией будут продолжаться, в особенности экономические. В то же время мы воспринимаем нынешнюю ситуацию как возможность для стран Центральной Азии диверсифицировать экономику, в особенности торговые пути, через которые он они могут экспортировать различные товары. Локальные экспортеры получат сравнительно большие выгоды, если у них будет возможность выбирать из разных торговых путей, а не пользоваться только одним через Россию.

После начала войны на Украине траектория развития формата сотрудничества с центрально-азиатскими государствами C5+1 стала неопределенной для многих аналитиков. Планируете ли вы его пересматривать?

Я достаточно впечатлен тем, как развивалась платформа С5+1 в последний год. В течение последних 14 месяцев между США и странами Центральной Азии прошли три встречи на министерских уровнях. В сентябре прошлого года в Нью-Йорке прошла встреча государственного секретаря Энтони Блинкена с министрами стран Центральной Азии, чтобы обсудить взятие Афганистана талибами.

В феврале этого года, буквально через четыре дня после начала вторжения России на Украину, секретарь Блинкен вновь встретился с министрами пяти центрально-азиатских стран, чтобы обсудить войну в Украине, а также услышать их точку зрения на эту ситуацию. В сентябре этого года они снова встретились в Нью-Йорке, чтобы поговорить об экономическом влиянии войны в Украине на Центральную Азию и вместе обсудить, как мы можем минимизировать ее последствия для экономик региона.

В прошлом году на встрече C5+1 секретарь Блинкен объявил о выделении $50 млн. на обеспечение пограничной безопасности стран Центральной Азии. В этом году он объявил о выделении $41,5 млн. на цели экономической и продовольственной безопасности. Поэтому мы видим, что C5+1 из переговорной платформы переходит в разряд институциональной, которая занимается практической реализацией программ.

Хотел бы еще спросить по поводу сотрудничества с регионом в рамках НАТО. Например, в Казахстане организация проводила различные обучающие курсы и организовала образовательную программу с силовыми ведомствами. Есть ли у вас планы возобновить и, возможно, усилить взаимодействие в этом направлении?

Да, такая платформа действительно существовала, когда я работал в Кыргызстане, в Партнерстве во имя мира. С годами эта структура трансформировалась в двусторонние формы обсуждения вопросов безопасности. Между оборонными структурами Казахстана и США, Турции, стран Евросоюза существуют проекты двустороннего сотрудничества. И в этом секторе мы тоже видим рост, потому что здесь страны Центральной Азии тоже пытаются диверсифицировать свое партнерство, расширить, чтобы оно включало не только Россию.

Сейчас мы наблюдаем, как некоторые американские компании переносят свой бизнес в Казахстан. Насколько долгосрочной будет эта тенденция? Ожидаете ли вы, что они оставят свою производственную базу в стране даже в случае окончания войны в Украине?

Абсолютно. Нынешнее количество американских компаний, работающих в Казахстане, − рекордное. Никогда их в таком количестве здесь не присутствовало. Это справедливо и для иностранных компаний в целом. Я думаю, они сейчас рассматривают Казахстан как страну, важную для присутствия и запуска производств. Население Казахстана молодое, образованное и стоимость труда здесь остается достаточно низкой. Я думаю, что это долгосрочные изменения. Компании, которые оставляют Москву и выбирают Центральную Азию для релокации, думаю, будут присутствовать здесь на долгосрочной основе.