Проукраинский вызов или попытка решить свои старые проблемы, ничего не решая

За язык никто не тянул

Объявленный на днях официальный отказ Ирана признать российской терриориейКрым, Донбасс, Херсонскую и Запорожскую области обусловлен сразу несколькими причинами. Но в первую очередь тем, что Тегеран в ожидании возобновления небьезызвестной «ядерной сделки» не хочет провоцировать дальнейшее антииранское санкционное давление Запада.

Страны, недружественные к России в настоящее вренмя заняты беспринципной зачисткой политического и экономического пространства для тех, кто в той или иной сфере проявляет хотя бы относительную лояльность или терпимость к Москве. С такими странми, как, например, члены БРИКС это не проходит, трудно и с Турцией или Венгрией. А вот на Тегеран давить, оказывается очень даже можно.

И ведь никого в Иране никто особо за язык не тянул, и Москва не ставила признание Крыма и четырёх новых областей РФ в качестве условия Тегерану по части экономической интеграции. Этот процесс, как известно, в последние несколько лет быстро набирал обороты, причём не только в отношениях Ирана с Россией, но и с её партнёрами по ЕАЭС и иным интеграционным структурам. Тем не менее нажим на Иран оказался возможным — не сиключено, что как раз из-за активного взаимодействия Тегерана с Москвой.

Проблемы с памятью

Хотя иранцы, видимо, забыли, что СССР в 1971 году хладнокровно признал включение Ираном в том же году в свой состав трёх бывших британских островов на стыке Индийского океана и Персидского Залива. Что поныне позволяет Тегерану контролировать практически всю акваторию Персидского Залива и Ормузский пролив — эти морские ворота в Индийский океан...

В связи с иранским демаршем, отметим, что на евроазиатский транзитный коридор «Север-Юг» (РФ-Азербайджан-Иран-Индия) пока не распространяются западные антииранские санкции. Но хотя данный проект и реализуется, однако с каждым годом всё медленнее. Так, подпроект стыковочной североиранской железнодорожной линии Решт-порт Астара- всего лишь в 165 км — до сих пор не реализован. Интересно, что строительство здесь началось ещё в начале 2010-х годов, когда пресс санкций против Ирана, и уж тем более — против России был намного слабее. Только в середине января 2023 г. стороны договорились ускорить строительство этого участка

Однако под проектом не никакой финансовой опоры - источники его финансирования (примерно 800 млн. евро в текущих ценах) до сих пор официально не объявлены. Дело в том, что эта линия сориентирована на рост объемов международного грузового транзита в направлении на Азербайджан-РФ (и в обратном направлении). Санкции против РФ и Ирана, как полагают в Тегеране, могут распространиться на весь коридор «Север-Юг», если будет построена упомянутая линия Решт-Астара. Тем более, что ещё с 1997 года действуют санкции США против давнего проекта судоходного канала «Каспий-Персидский Залив» (РФ-Иран).

Поэтому крайне перспективный и заведомо интеграционный проект не реализуется. С середины 2010-х гг. действуют и санкции США против экспорта иранской нефти. Очевидно, что эти факторы прямо или косвенно затрудняют более активное ирано-российское сотрудничество. В этой связи, Иран с 2022 года форсирует формирование примыкающего, притом внесанкцинного железнодорожного коридора КНР-Пакистан-Иран-Турция, с ответвлениями из южной Турции к портам Сирии (Тартус. Банияс) и, через Сирию, к портам Ливана (Сайда, Триполи).

К настоящему времени действует около 70% общей протяженности столь масштабного коридора, причём не меньше 60% финансирования здесь предоставлено КНР — в виде государственных и коммерческих кредитов на льготных условиях. Плюс к тому, Иран вместе с Ираком формируют свою часть железнодорожного и параллельного нефтепроводного коридора к портам Сирии.

Точнее, пока действуют два ирано-иракских железнодорожных погранперехода, но в начале 2022 г. стороны договорились о сооружении в 2023 году стальной магистрали в 30 км между портом Басра (крупнейшим иракским портом в Персидском Заливе) и иранским пограничным пунктом Шаламче, состыкованным железной дорогой (20 км) с иранским портом Хорремшехр.

Они пойдут другим путём

Значимость новой ирано-иракской железной дороги выходит за двусторонние рамки, так как она станет составнойчастью маршрута Восток-Запад: КНР-Пакистан-Иран-Ирак-Сирия/Ливан. Сооответственно, по оценке министерства транспорта Ирака, новая ирано-иракская линия «устранит разрыв в железнодорожных коридорах Восток - Запад, обеспечив Ираку новый выход, через Иран, к Афганистану, Пакистану и Индии».

В дополнение к этому, та же линия создаст, через Ирак, «новое соединение железных дорог Ирана с портами Сирии и Ливана». На этом масштабные региональные проекты не кончаются - вдобавок, запланировано создание в 2023-24 гг. новых железных дорог между Ираном и Пакистаном, где пока действует всего одна стальная магистраль). В более отдалённой перспективе - налаживание прямого железнодорожного сообщения Иран-Афганистан. Имеется также информация, что иранская сторона всё активнее предлагает Пакистану и Индии развивать приграничную транзитную инфраструктуру, чтобы вся Южная Азия была включена в коридорную систему Восток-Запад.

Похоже, в современных геополитических условиях Тегеран в большей мере заинтересован в этом евроазиатском коридоре, в котором не участвует попавшая под санкции Россия. Поэтому об активизации работы коридора Север-Юг речь идёт уже максимум во вторую очередь. Косвенным, если не прямым тому подтверждением является, повторим, официальный отказ Ирана, объявленный на днях, признать суверенитет РФ в Крыму, Донбассе, Запорожской иХерсонской областях. Помимо всего прочего, это означает ещё и «сигнал» Западу о готовности Тегерана учитывать антироссийские санкции. И, тем самым, добиваться ослабления (или даже отмены) санкций против Ирана — по крайней мере, нефтяных.