Московская биржа и Ассоциация Независимых Директоров (АНД) презентовали итоги исследования «Рынок IPO. Новые эмитенты»,посвященного ключевым изменениям на рынке первичных размещений. Это первая часть глобального исследования, проводимого агентством «Макушева и партнеры», которая раскрывает вызовы на пути трансформации из частной в публичную компанию (ПАО).
С 2022 года на фондовом рынке происходят комплексные изменения, которые коснулись источников денег, структуры участников, нормативов и практик. Без влияния международных стандартов рынок остался с локальными, изначально более мягкими требованиями, что повлекло повышение интереса к IPO новых эмитентов из числа быстрорастущих компаний и частных инвесторов. Однако демократичные условия открыли больше возможностей для нарушений, которые могут подорвать доверие к акциям новых компаний и рынку в целом.
За 2023 год и первую половину 2024 года IPO провели 15 компаний и еще ряд планируют это сделать до конца текущего года. Исследование – первый для нового рынка опыт изучения мотивации эмитентов, практики подготовки к IPO, коммуникаций с новыми инвесторами и практики формирования цены. Цель исследования – анализ и систематизация накопленного опыта, чтобы помочь будущим участникам минимизировать риски и успешно выходить на рынок.
В ходе исследования проведено более 50 уникальных интервью с разными участниками рынка, в том числе представителями компаний, которые недавно вышли на IPO, инвесторами, независимыми директорами и др. Все участники интервью сошлись во мнении, что рынок находится в периоде экспериментов и оценивают его состояние как переходное. Это отражается, в первую очередь, в демократизации IPO – на рынок получил доступ целый пласт молодых компаний, интересных для инвесторов. Прежде IPO было закономерным шагом для крупных компаний, лидеров своих секторов. Сейчас этот инструмент рассматривают быстрорастущие компании, у которых другие мотивы выхода на биржу:
-
Привлечение в команду и удержание топ-профессионалов, стимулирование менеджмента к переменам.
- IPO рассматривается как инструмент для роста узнаваемости бренда. ПАО привлекает больше внимания, чем частная компания, ему легче находиться в повестке. Однако вместе с ростом публичности команда сталкивается с ростом ответственности и рисков, чему оказывается не всегда готова.
- IPO воспринимается как переход в «другую лигу» и инструмент повышения репутации. Статус ПАО дает контрагентам компании больше уверенности в стабильности компании и качестве ее управления.
- Быстрорастущие компании заинтересованы в приобретении новых активов с рынка и увеличении выручки, поэтому акции чаще, чем прежде, рассматриваются как ликвидный ресурс для совершения сделок M&A;
В результате на рынке появился феномен «IPO на вырост», когда компании видят в выходе на публичный рынок мощный стимул к оптимизации внутренних и внешних процессов, а также к совершенствованию корпоративного управления. Однако с незрелым управлением, недавними реструктуризациями и отсутствием опыта подготовки отчетности это сопряжено с повышенными рисками - репутация публичной компании более уязвима.
Продолжение следует. Ждите оценки и выводы, а также мнения экспертов