У каждого человека есть на земле уголок, который по праву зовётся малой родиной.

Продолжение. Начало см. «Сводка +» за 17 февраля 2026 года. Часть I

НАКАНУНЕ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН

В начале XX века

Деревня Чигирёво входила в состав Степановской волости Калязинского уезда. Центр волости – деревня Степаново – находилась в 3,5 верстах от Чигирёва (ныне это южная часть улицы Коммунистической города Калязина).

Крестьяне относились к Панкратовскому сельскому обществу. Кроме Чигирёва в это сельское общество входили ещё шесть деревень: Панкратово, Мицеево, Носово, Тарчево, Бугор-Бачманово, Жёрноково.

К началу ХХ века в Панкратовское сельское общество влились ещё четыре населённых пункта – деревни Дмитровка, Екатериновка (Марьино), Доскино и село Васюсино.

Жители деревни по-прежнему относились к двум приходам: Николаевского собора и Богоявленской церкви.

В 1900 году прихожанами церкви Богоявления являлись жители 15 домов, общей численностью 99 человек, в том числе: мужского пола – 56, женского пола – 43. Сведения о прихожанах Николаевского собора за этот год, к сожалению, отсутствуют.

Зависимость земледелия от погодных условий, качества почв, приводило к тому, что земельный надел не всегда мог прокормить крестьянскую семью. В связи с этим некоторые крестьяне вынуждены были заниматься промыслами. Промыслы были местные и отхожие.

Местные промыслы предполагали работу на месте, т.е. в своей деревне. Это были сапоговаляльный промысел (семья Кукушкиных) и кирпичный: некоторые крестьяне работали на кирпичных заводах, принадлежавших местным жителям – семьям Опариных и Аминовых.

Отхожие промыслы предполагали отход крестьян на работу в другие места. Выделялись ближние и дальние отходы. Ближние отходники (в основном, портные) занимались промыслами в соседних деревнях и уездах.

Дальние отходники работали преимущественно в Москве, в торговых заведениях – подсобными рабочими, приказчиками. Некоторые из них, достигнув определённого положения и основательно закрепившись, переезжали на жительство в Москву с семьями: Николай Павлович Опарин, Семён Григорьевич Некрасов, Алексей Фёдорович Макарычев, Павел Ильич Опарин, Василий Михайлович Котов, Николай Семёнович Волков и др.

Но целый ряд жителей, будучи отходниками, не оставляли родной дом, их семьи оставались в Чигирёве или, пожив некоторое время в городе, возвращались в родную деревню. Работали приказчиками в Москве Илья Алексеевич Бригаднов, Иван Арсеньевич Котов, свою торговую лавку имел Макарий Ильич Опарин. В столице – Петербурге - работал мастером на ткацкой фабрике Егор Семёнович Кундыкин.

Чайная П.И. Кудинова, в которой работал приказчиком Семён Григорьевич Некрасов. Москва. 25 июля 1903 года.

Расположение Чигирёва по Угличскому тракту вносило некоторую оживлённость в размеренный ритм деревенской жизни. Через деревню постоянно проезжали телеги, тарантасы, зимой – сани, возки. Шли из Углича в Калязинский Макарьевский монастырь пешие богомольцы. Частыми гостями были лудильщики, коробейники, тряпичники. Порой через деревню гнали ссыльнокаторжных: они шли, звеня цепями, окружённые конными конвоирами.

Грунтовая дорога от Калязина (Свистухи) до Чигирёва проходила по улице (ныне Полевой), по мосту через Макаровский ручей, далее немного в сторону деревни Тарчево, но затем поворачивала к Чигирёву.

В 1906 году в деревне было два торговых заведения – мелочные лавки, принадлежавшие Алексею Никитичу Опарину и Семёну Никитичу Опарину. Эти заведения существовали в Чигирёве уже около 20 лет. Лавки относились к торговым предприятиям 3-го разряда. На каждой была соответствующая вывеска. Владельцы имели свидетельство на право торговли, выданное Калязинским казначейством.

Кроме мелочных товаров, в лавке продавались хлебно-мучные изделия, чай, сахар, рыба, табак, а также велась торговля керосином. Товары закупались у купцов города Калязина.

При деревне Чигирёво были и промышленные предприятия - четыре кирпичных завода. Владельцами их являлись: Фёдор Семёнович Опарин, Семён Алексеевич Аминов, Семён Никитич Опарин, Алексей Никитич Опарин. Кроме того, А.Н. Опарин владел ещё одним кирпичным заводом – при деревне Тарчево.

Семья Кундыкиных: Егор Семёнович, Николай, Марфа Ильинична

1910 год

В 1908 году в деревне было 45 домов, общее число жителей составляло 242 человека. Самые многочисленные семьи: Семёна Алексеевича Аминова – 15 человек, Петра Федоровича Поспелова – 13, Ильи Ефимовича Кондакова – 10.

В 1909 году в деревне открылось сельское земское одноклассное училище. (См. главу «Школа»).

В 1913 году в деревне было 49 дворов с населением 281 человек. По сравнению с данными за 1908 год число домов увеличилось на четыре. Самостоятельными домовладельцами стали Дмитрий Алексеевич Аминов (№ 41), Алексей Ефимович Кондаков (№ 5), Павел Ефимович Кондаков, Макарий Алексеевич.

Самые многочисленные семьи: Ильи Никитича Опарина – 13 человек, Ильи Сергеевича Петрова – 12, Никиты Яковлевича Поспелова – 12.

За период с 1771 года и по 1913 год, протяжённостью в 142 года, численности населения деревни возросла с 112 до 281 человека, т.е. в 2,5 раза. Количество дворов (семей) увеличилось с 17 до 49, т.е. в 2,8 раза.

Динамика изменения численности жителей представлена на данном графике:

Почти в каждом доме имелся ткацкий станок (стан). Он был полностью деревянным, громоздким, и занимал в избе много места. На этом стане зимой женщины ткали льняные холсты – новину. Ширина ткани была небольшой – 35-38 сантиметров, и зависела от размеров бёрда – деревянного приспособления, через отверстия которого проходили нити основы, а между ними пропускался челнок. Домотканое полотно использовалось, в основном, для собственных нужд, и лишь изредка шло на продажу.

В начале ХХ века самыми распространёнными фамилиями в деревне были: Поспеловы (14 домов), Котовы (6 домов), Кундыкины (4 дома), Некрасовы (4 дома), Опарины/Апарины (4 дома), Кондаковы (3 дома).

Наиболее распространённые имена: мужские - Иван, Макарий, Николай, Василий; женские – Мария, Анна, Екатерина.

Котовы: Сергей Фёдорович, Василий Михайлович (двоюродный брат),

Василий Алексеевич (двоюродный племянник)

1913 год

Первая мировая война (1914-1918), или как называли в народе - империалистическая, не обошла стороной деревню Чигирёво: многие мужчины были мобилизованы и воевали на фронтах.

О больших масштабах мобилизации свидетельствует и тот факт, что часто из семьи забирали всех взрослых сыновей. Так, в семье вдовой крестьянки Прасковьи Ефимовны Котовой ушли на фронт три сына: Иван, Степан, Сергей. Их солдатская судьба сложилась по-разному: Иван попал в плен, Степан погиб, Сергей был тяжело ранен.

Военный госпиталь в Харькове. 1915 год. Нижний ряд: Котов Сергей Фёдорович (третий справа)

К сожалению, на сегодняшний день нет полных данных о всех земляках - участниках Первой мировой войны, и лишь скупые сведения донесли до нас краткий список воинов:

1.Котов Иван Фёдорович (1881-1973), был четыре года в плену в Бельгии (см. № 31, глава «Домовладельцы»).

2. Котов Сергей Фёдорович (1895-1978), был ранен в Карпатах, находился на лечении в военном госпитале города Харькова (см. № 19,20, глава «Домовладельцы»).

3. Котов Степан Фёдорович (?-1915 осень,) погиб у города Двинска, ныне город Даугавпилс, Латвия (см. № 20, глава «Домовладельцы»).

4.Кундыкин (позднее – Кондаков) Николай Ефимович, служил гренадёром в 4-ом гренадёрском Несвижском полку. По первичным сведениям - пропал без вести 20 августа 1914 года у деревни Сусадолами. Но впоследствии выяснилось, что он жив (см. № 6, глава «Домовладельцы»).

5. Кундыкин Иван Егорович, погиб (см. № 59, глава «Домовладельцы»).

6. Михайлов Иван Федотович,(1896-?), служил в 335-й пехотном Анапском полку, рядовой. В октябре 1915 года был тяжело ранен осколком снаряда с повреждением костей груди и рук. Находился на лечении в Павелецком госпитале города Москвы. Дальнейшая судьба неизвестна(см. № 28, глава «Домовладельцы»).

7.Поспелов Федор Николаевич, служил в 65-ом пехотном Московском полку, младший унтер-офицер. Из-за плохого питания в армии у него (как и у многих сослуживцев) развилось малокровие (анемия). По этому поводу в сентябре 1917 года он находился на лечении в госпитале Петрограда. После излечения отпущен в отпуск на 3 месяца. Дальнейшая судьба неизвестна(см. № 30, глава «Домовладельцы»).

Галина Шутова, Ирина Крокос, деревня Чигирёво, Калязинский район, Тверская область