Княжество Лихтенштейн переходит на общеевропейские нормы борьбы с отмыванием доходов и финансированием терроризма

С августа 2019 года в Княжестве Лихтенштейн начал действовать Закон о создании единого централизованного реестра бенефициарных владельцев компаний и трастов № 952.8. Как известно, парламент Княжества принял этот закон в декабре 2018 года.

Несмотря на тот факт, что Княжество Лихтенштейн не является членом ЕС, правительство все же решило привести законодательство в соответствии с положениями Директивы Европейского парламента от 20 мая 2015 года о борьбе с использованием финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма. Это связано с тем, что Княжество существенно интегрировано в европейскую финансовую систему и является членом Европейской Экономической Зоны/Европейской Зоны Свободной Торговли (EEA/EFTA).

В течении шести месяцев все компании и юридические лица, зарегистрированные в Княжестве Лихтенштейн, обязаны подать информацию о своих бенефициарных владельцах в уполномоченный государственный орган – в Управление Юстиции Княжества Лихтенштейн.

Два нормативных акта Княжества Лихтенштейна - Закон о должной осмотрительности (Due Diligence Act) и Указ о должной осмотрительности (Due Diligence Ordinance), - определяют понятие «бенефициарного владения».

Согласно Закону о должной осмотрительности, «бенефициарный владелец» означает физическое лицо, по инициативе которого или в интересах которого осуществляется сделка или устанавливаются деловые отношения. В случае с юридическим лицом бенефициарным владельцем также выступает физическое лицо, в собственности или под контролем которого находится юридическое лицо.

После внедрения Директивы ЕС № 2015/849 Европейского парламента от 20 мая 2015 года во внутреннее законодательство Княжества это определение было существенно детализировано.

Действующее законодательство Княжества Лихтенштейн устанавливает, что следующие лица считаются бенефициарными владельцами в юридических лицах, включая представительства и трасты, имеющие статус юридического лица, а также в образованиях, которые не имеют статус юридического лица:

1. Физические лица, которые прямо или косвенно:

а) владеют или контролируют долю или имеют право голоса в таких юридических лицах в размере 25% и более;

б) имеют долю 25% или более в прибыли таких юридических лиц; или же;

в) осуществляют контроль над такими юридическими лицами иным способом;

2. Физические лица, являющиеся членами исполнительного органа компании. Это правило работает, если после исчерпания всех альтернативных способов выявления и анализа потенциальных бенефициаров в структуре и при отсутствии оснований для каких-либо подозрений на предмет наличия у физического лица статуса бенефициарного владельца установлено, что нет такого лица, о котором говорится в п. 1, который мог быть бы идентифицирован как бенефициарный владелец;

Что касается фондов, трастов, представительств компаний или трастовых образований со структурой, аналогичной структуре фонда, то следующие лица должны быть определены в качестве бенефициарных собственников:

1. Физические лица, которые являются фактическими нефидуциарными учредителями, учредителями или спонсорами, независимо от того, осуществляют ли они контроль над юридическим лицом после его основания или нет;

2. Физические или юридические лица, являющиеся членами совета или членами совета директоров фонда или компании- попечителя;

3. Любые физические лица, которые являются протекторами или лицами с аналогичными или эквивалентными функциями;

4. Физические лица, которые являются бенефициарами;

5. Если бенефициаров все еще предстоит определить, то презюмируется, что это группа лиц, в интересах которых юридическое лицо учреждается или функционирует;

6. В дополнение к вышесказанному, к категории бенефициарных владельцев относятся физические лица, которые в конечном итоге контролируют юридическое лицо с помощью прямого или косвенного права собственности или любым другим способом;

Закон о создании единого централизованного реестра бенефициарных владельцев компаний и трастов, установил, что если внутри компании были какие-либо изменения, связанные так или иначе с изменением бенефициаров, то такая компания обязана подать новые уведомления в Управление Юстиции Княжества Лихтенштейн в течении 30 дней.

Также Управление юстиции уполномочено проверять полноту поданных данных по бенефициарным владельцам компании. Если будет обнаружен факт недостаточности информации или какие-то факты были некорректно представлены, то компания обязана в течении 14 дней исправить уведомления.

Компании и трасты обязаны собирать и хранить у себя следующую информацию:

·По физическим лицам – полное имя, дата рождения, юрисдикция фактического проживания, гражданство;

·Для локальных юридических лиц- название компании, форма юридического лица, регистрационный адрес;

·Для иностранных юридических лиц – аналогичные требования, что и для локальных фирм, и дополнительно нужно указать дату внесения в коммерческий реестр Княжества Лихтенштейн;

Правительство заявляет, что этот реестр не будет публичным, внесенной в реестр информацией будут пользоваться исключительно компетентные службы Княжества Лихтенштейн и уполномоченные органы (финансовые учреждения- банки, финансовые брокеры; лица, оказывающие профессиональные услуги- нотариусы, адвокаты).

Важно отметить, что Правительство Княжества Лихтенштейн уставило штраф в размере доCHF 200’000.00, который, который применяется в следующих ситуациях:

·Попытка незаконного доступа к реестру бенефициаров;

·Подача ложной информации о бенефициарах компании или траста;

·Невыполнение требований по сбору, хранению, своевременному обновлению данных о конечных бенефициаров компаний и трастов Княжества Лихтенштейн;

Общедоступная информация в сети Интернет по компаниям Лихтенштейна содержит следующие данные:

1. Наименование юридического лица

2. Номер компании

3. Тип юридического лица

4. Дата регистрации

5. Текущее состояние (активна ли компания и т.д.)

6. Основной адрес бизнеса

Как правило, информация по компаниям Княжества Лихтенштейн, перечисленная ниже, недоступна в Интернете, -

1. Информация об акционере / участнике

2. Учредительный договор

3. Устав

4. Заявление / Свидетельство о регистрации

5. Годовые / двухгодичные отчеты

6. Реестр акционеров

7. Реестр собраний

8. Информация о банковском счете

9. Данные о платежах

10. Архивные документы (например, поданные ранее документы в локальные государственные органы).

Однако данные из этого перечня (пункты 1-10 включительно) могут быть доступны правоохранительным органам в рамках процедур, перечисленных в Соглашениях об оказании взаимной правовой помощи по уголовным, гражданским делам между Княжеством Лихтенштейн и государством, которое делает запрос, или с помощью инструментов, указанных в Многосторонней Конвенции ОЭСР/Совета ЕС о взаимной административной помощи по налоговым вопросам.

Россия и Княжество Лихтенштейн являются членами Многосторонней Конвенции ОЭСР/Совета ЕС о взаимной административной помощи по налоговым вопросам (OECD/Council of Europe Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters), действующей в обеих странах.

Как мы видим, информация о бенефициарных владельцах компаний Княжества Лихтенштейн, которая хранится и контролируется в Управлении Юстиции Княжества Лихтенштейн, может быть предоставлена компетентным органам России в случае корректных и обоснованно подготовленных запросов.

Как может помочь ITA?

1.Вместе с нашими партнерами в Лихтенштейне мы поможем оценить эффект и последствия получения фискальными органами России информации о контролируемых российскими резидентами фондах и компаний Лихтенштейна.

2.В случае неблагоприятных последствий мы можем рекомендовать реструктуризацию или иные шаги для уменьшения негативных последствий таких рисков.

3.На основании опыта аналогичных проектов, мы предоставим обновленную оценку рисков соответствующей структуры, с учетом существующих и предстоящих антиофшорных изменений законодательства.