Эксперты о том, как преодолеть кризис среднего возраста и цифровизироваться

Спад экономики из-за пандемии COVID-19, нарастающая неопределенность и переход многих сфер жизни в цифровые форматы вносят свои коррективы в эмоциональный фон социума. По мнению экспертов, одна из основных групп риска - люди среднего возраста, сталкивающие с переоценкой личного опыта. Темой экспертной дискуссии, организованной Ассоциацией менеджеров и ВЦИОМ 18 ноября 2021 года в онлайн-формате стала «Цифровизация и кризис среднего возраста: как не остаться за бортом прогресса?»

«Каждый десятый россиянин – 11% – не верит в возрастные кризисы», - заявил генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов. Это – данные опроса ВЦИОМ «Отношение россиян к возрастному кризису». В то же время, большинство опрошенных –78% - верят, что иногда в жизни человека происходят возрастные кризисы. Преимущественно к такой точке зрения склоняются 86% молодых людей в возрасте 25-34-лет.

Каждый десятый из тех, кто верит в возрастные кризисы, сообщил, что сейчас проходят его, а 27% проходили в прошлом. По мнению россиян, обычно возрастные кризисы наступают преимущественно в 30-40 лет (31%), в 40-50 лет (30%).

Мнение об эффективности психологической помощи у тех, кто верит в существование возрастных кризисов, неоднозначно. Каждый пятый – 21% убежден, что в большинстве случаев психолог не может помочь «Иногда психолог может помочь, а иногда нет» считают 44%, «в большинстве случаев может помочь» – 27%. Обращались к психологу лично 7%, у 10 % опрошенных посещали специалиста близкие, члены семьи или друзья.

«Каждый год ВЦИОМ наблюдает, как растет востребованность услуг психологов у россиян. Пандемия стимулировала запрос. Чаще его озвучивают молодые люди, которые впервые переживают настолько всеобъемлющий кризис. Они были растеряны, дезориентированы. Именно у них в большей степени сформировалась потребность взаимодействовать с тем, кто объяснит, как вести себя сложившейся ситуации», – комментирует спикер.

«По данным наших исследований при снижении дохода, сложностях с работой человек обращается к близким родственникам и работодателю. В кризисных ситуациях на первый план выходит работодатель. Он становится для людей ориентиром, на который они могут положиться. Той персоной, кому они делегируют заботу о себе», – подчеркнул генеральный директор Фонда ВЦИОМ.


Юлия Бородай, вице-президент, директор по персоналу "Почта Банка": «С приходом пандемии мы ощутили определенные волны тревоги среди сотрудников. Мы оперативно открыли линию психологической поддержки. Сделали доступной программу коучинга не только для менеджмента, но и для всех сотрудников, кто хотел развиваться и что-то преодолевать в себе». Ключевым для преодоления кризиса она назвала мотивацию собственно сотрудника, его готовность к изменению.

«Кризис среднего возраста, по моему мнению, связан с утерей человеком перспектив. И наша задача как работодателя – открыть для него эти перспективы и сохранить мотивационный фон», – резюмировала Юлия Бородай.

Директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок коснулся аспекта темы, что хочет и что может предложить человек среднего возраста чтобы не остаться за бортом прогресса, находясь под влиянием глобальных трендов, которые создают как угрозы, так и возможности.

«Каждый человек хочет получить интересную работу, возможность для саморазвития. Найти оптимальный баланс между работой и личной жизнью, обрести социальное признание и финансовую независимость. Другой вопрос – что он может предложить в условиях возрастающей конкуренции. Это и понимание сочетания hard&soft&digital skiils, опыт и умение выстраивать различные модели, включая бизнес-модели. Это и лучшее понимание баланса между принципами рациональности, этики и ответственности», - отметил докладчик.

В числе угроз, которые несут в себе глобальные тренды для рынка рабочей силы, Александр Чулок назвал проникновение искусственного интеллекта не только в зону рутинных профессий, но и в креативные специальности, а также быстрые и непредсказуемые изменения, усложняющие процесс выстраивания «своей вселенной». В числе возможностей - расширение спектра креативных профессий, ограничение роли физического офиса и места проживания, появление технологий, дающих свободу и кардинально расширяющих возможности.

Природу кризисов, тему психологического здоровья представителей среднего возраста затронули генеральный директор Научного центра персонализированной медицины Надежда Соловьева и сопредседатель координационного совета Общественной палаты Российской Федерации, член экспертного совета МГУ по цифровым образовательным технологиям, научный руководитель Центра развития цифровых клиник Виктория Аршинова.

В частности, она отметила, что сочетание кризиса среднего возраста с экономикой – своевременный посыл. Она также рассказала о принципах цифровой психологической помощи в условиях пандемии и обозначила необходимость ее регулирования и выработки профессиональных стандартов.

Тему продолжила социолог, сотрудник Европейского университета в Санкт-Петербурге Мария Глухова. По ее словам, люди в возрасте от 35 до 60 лет, так называемое сэндвич-поколение, несут двойную нагрузку. Они ответственны и за несовершеннолетних детей, и за пожилых родителей, что не может не сказаться на психическом здоровье. Именно эта группа населения гораздо чаще отмечает у себя присутствие депрессивных симптомов, что объясняет возросший интерес к вопросам психического здоровья, а также к цифровым практикам заботы о здоровье.


Глухова подчеркнула двойственный характер цифровизации российского общества: «С одной стороны, она способствует изоляции и для представителей некоторых профессий угрожает потерей работы. С другой, особенно в условиях пандемии, при помощи технологий объединяет людей с общими проблемами и внедряет новые практики заботы о своем здоровье».

«Адаптация людей старшего возраста к интернет прошла более быстро и менее болезненно, чем ожидалось», – уверен основатель Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов. Модернизированное старшее поколение работодатели начинают рассматривать как новый ресурс, новый резерв. Тем не менее, различия в восприятии цифровизации у молодого и старшего поколения есть, и их надо учитывать. Это отсутствие у последних верификационных качественных систем навигации по информации. Восприятие цифровых экосистем как угрозу приватности и устоявшимся ценностям. А также выстраивание иерархии между онлайн и офлайн в пользу последнего.

***

Ассоциация менеджеров – одно из ведущих деловых объединений России. Деятельность Ассоциации Менеджеров нацелена на профессиональное развитие сообщества менеджеров, переход к социально ответственным стандартам ведения бизнеса, интеграцию в глобальную экономику. Ассоциация Менеджеров образована в 1999 году. За годы работы Ассоциация зарекомендовала себя как независимая экспертная площадка для выработки консолидированной позиции бизнеса по наиболее острым социальным и профессиональным вызовам, которые стоят перед руководством крупных российских предприятий, обществом и властью.