Эксперты предлагают внести изменения в закон об ОСАГО из-за дефицита запчастей

В Общественной палате РФ эксперты 19 сентября обсудили вопросы импортозамещения в сфере ОСАГО.

Страховщики, представители Союза автосервисов, экономисты и другие эксперты отметили, что сложившаяся ситуация с дефицитом в стране новых оригинальных деталей практически для всех зарубежных марок автомобилей негативно сказывается на сфере автострахования – как ОСАГО, так и каско. Одна из ключевых проблем, обозначенных экспертами, заключается в том, что из-за кризисной ситуации на рынке автозапчастей страховые компании попросту теряют возможность в отведенные сроки гарантированно выполнять ремонт пострадавших в ДТП автомобилей по ныне существующим правилам.

Константин Кальян, заместитель генерального директора — директор департамента выплат по имуществу «РЕСО-Гарантия», отметил, что сервисные центры сейчас не могут гарантировать проведение ремонта по ОСАГО в обозначенные законодательством сроки, а страховым компаниями это грозит сначала жалобами со стороны клиентов в ЦБ РФ и повестками в суд, а после штрафами и пенями.

«Также не будем забывать о том, что страховая компания отвечает за качество ремонта. Можно рассматривать вопрос ремонта б/у и аналоговыми запчастями. Но за то, что может произойти на дороге после их установления, отвечает страховая компания. В любом сервисе заявят, что клиент подписал свое согласнее на установку таких деталей, а значит к ним спросу нет. Это слишком опасно. Здесь нужно четко градуировать, что мы будем менять во время ремонтных работ», - отметил спикер.

Все эксперты сошлись во мнении, что ситуация нуждается в срочном законодательном урегулировании и в числе неотложных мер могут быть:

  • законодательное увеличение нормативных сроков осуществления ремонта по ОСАГО и увеличение срока проведения ремонта в рамках ОСАГО на случаи, когда требуется длительное ожидание запасных частей из-за рубежа;
  • закрепление права использования б/у запчастей;
  • разработка специальной правительственной программы поддержки отечественных производителей автозапчастей.

Как отметила Дарья Швандар, к.э.н., доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ, если провести мониторинг среди предприятий малого и среднего бизнеса, можно найти компании, которые способны частично закрыть потребности рынка, но без законодательных поправок обойтись невозможно. Необходимо создать для таких производств благоприятные условия, чтобы они могли работать над импортозамещением части деталей.

Дмитрий Журавлев, научный руководитель Института региональных проблем, подчеркнул также, что Россия попала в эпоху дефицита, и выйти из этого кризиса будет непросто, а оценивать ситуацию так, будто страна находится в тех же условиях, что и несколько лет назад, неправильно. Поэтому необходимо думать о том, чем заменять попросту отсутствующие новые оригинальные запчасти, как использовать б\у запчасти. Эксперт также отметил, что необходимо проанализировать опыт Приморья, где б/у запчасти на редкие праворульные автомобили успешно устанавливают уже не первый год.

Александр Тарнавский, юрист, депутат ГД VI созыва, напомнил, что закон об ОСАГО был принят в 2002 году и ежегодно в него вносились изменения.

«Но сегодня особенный момент, мы все прекрасно понимаем, что теперь ситуация радикально изменилась. Однако ОСАГО — это инструмент рыночной экономики, и это не выдумка России, в большинстве стран мира именно страховые компании совместно с властями регулируют этот сегмент. Если не в этом, то в следующем году закон об ОСАГО стоит поменять», — отметил Тарнавский.

Кроме того, эксперты подчеркнули, что необходимо стимулировать увеличение объемов и расширение ассортимента производимой в России продукции, в том числе для этого необходимы уже известные, опробованные и рабочие меры поддержки: налоговые льготы, кредитную поддержка и др.