Как российская валюта после "черного понедельника" вернулась в привычное состояние анабиоза

Сегодня только ленивый не говорит, что российский рубль нуждается в серьёзной защите. Остаётся только понять - от кого его надо защищать. Минувшая неделя дала новый повод к размышлениям такого рода.

Приказано отступать?

К вечеру вторника позиции российского рубля на валютной бирже продолжали ослабевать. Доллар нацелился на курсовую отметку 75 рублей, евро присматривается к 90. Главное – непонятно, сколько придётся ждать, чтобы национальная валюта вернула себе хотя бы половину потерянного накануне и во вторник.

Впрочем, зарубежные эксперты, к примеру из Bloomberg, где редко ошибаются, уверены чуть ли не в блестящих перспективах российской валюты. Там, как и в датском Saxo Bank, прогнозируют к концу года курс в районе 70 рублей за доллар.

Однако, зарубежные коллеги, похоже забыли, что имеют дело с отнюдь не столько с биржей, и даже не с американской ФРС, а напрямую с Центральным банком России. А в руководстве ЦБ РФ, если не забыли, регулярно давали понять, что не очень заинтересованы в слишком крепком рубле.

Хотя слабый рубль как средство от инфляции никак не годится. И никто не отменял задачу справиться наконец-то с ростом цен, способным вызвать серьёзные проблемы с электоратом, пока апатичным просто напрочь.

Последнее вообще-то объяснимо, так как на себе последствия падения курса рубля пока могут ощутить совсем немногие. Многие же из тех, кого валютные курсы касаются напрямую, как раз руками и ногами за слабый рубль. Потому что это выгодно как точки зрения экспорта, так и по части спекулятивных игр.

Почему он падал?

Отнюдь не случайно рубль в первые два дня этой недели падал вместе с сырьевыми ценами и котировками российских ценных бумаг, но вопреки росту всех мировых фондовых индексов. А в качестве причин падения и рубля, и российского рынка в целом что только не называют.

И геополитические риски, вплоть до истерии по поводу нашего вторжения на Украину, в которой поучаствовали и источники всё того же «объективного» Bloomberg, и надоевший ковид, который снова игнорирует высокие проценты привившихся, и нежданно-негаданно подешевевшую нефть.

Называют в СМИ и более мелкие, но зато конкретные причины – расчёты на то, что США хотя бы приостановят печатание необеспеченных долларов, а также полный провал с программой размещения облигаций «Роснано» - помните, что это наследство не кого-нибудь, а самого Чубайса.

Согласитесь, это было бы красиво – свалить всё на Чубайса. Можно ведь взять пример с той же Америки, где переназначение председателя ФРС Джерома Пауэлла тут же стало поводом к скачку курса доллара вверх.

Но о том, на кого и за что валить – чуть ниже, тем более что в распоряжении аналитиков есть и вариант с распечатыванием стратегических нефтяных резервов США, Японии и республики Корея. Нам же сейчас важнее, удастся ли рублю выбраться из очередной ямы. Если, конечно, это действительно нужно.

Спасателем рубля вряд ли выступит Центробанк, хотя лавры за спасение непременно приберёт к рукам. И нет сомнений, что, если быстро ничего не изменится, председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина пойдёт на ещё одно повышение ключевой ставки.

Денежное предложение сократится почти до нуля, инфляция притормозит хотя бы потому, что никто и ничего покупать уже не захочет или вообще не сможет. Расчёт будет сделан на то, что очень скоро покупать придётся рубли – для расчётов по налогам, а на этой неделе тут как раз пик. Но это, как вы понимаете, касается не граждан, а только банков.

Чёрный понедельник или чёрная неделя?

Но вообще-то всё это называется по-русски просто – свалить с больной головы на здоровую. 22 ноября уже поспешили назвать чёрным понедельником. Но в долгосрочной перспективе такое определение вряд ли приживётся.

Уже во вторник российская валюта заметно притормозила откат и больше терять не должна по определению. Впрочем, это по определению, на самом же деле слишком многое, точнее – почти всё зависит, простите за повтор, от Центрального банка.

Но там совершенно явно заигрались в повышение ставок и в борьбу с инфляцией такими методами, которые иначе, как «с точностью до наоборот» охарактеризовать трудно. При этом в руководстве Центробанка о ситуации с рублём пока отмалчиваются, очевидно дожидаясь отмашки сверху.

А ещё и подсказки – на кого всё валить. Словно трудно понять, на кого надо. Разумеется, на мировую конъюнктуру, на США, нагнетающие страсти по Украине, и на проклятый Федеральный резерв, который обещает в скором времени отказаться от практики денежного стимулирования экономики.

Между тем, не устану повторят, что растущие ставки помогают против инфляции плохо. Это что-то вроде горячей ванны при высокой температуре. А потребительские цены не оторвать от стоимости кредита – это аксиома!

Высокими ставками ЦБ РФ защищает отнюдь не нас с вами от роста цен, а банковский бизнес, у которого, чем выше ставки, тем больше маржа с процентами по вкладам, которую можно себе позволить. Лучше банкам – лучше и крупному бизнесу, а хуже простым потребителям.

Всё как всегда

Да-да, всё как всегда – богатые станут богаче, бедные, увы, ещё беднее. Вне зависимости от того, будет ли доллар за 70 рублей, как у Bloomberg, или же по 75-80, как нас пугают либеральные экономисты-пессимисты.

А если рассуждать глобально – вот встретятся два президента, США и России, это нам давно обещают. Где-то и как-то, но договорятся на какое-то время по Украине. Помогут разобраться с мигрантами, зависшими в Белоруссии. Ну хотя бы пугать публику станут уже не так сильно, как сейчас.

За счёт высоких ставок станет выше спрос на российские бумаги, даже на «Роснано», и к нам снова потекут спекулятивные капиталы, способные чуть поддержать рубль. А инфляцию ближе к Новому году как раз на предновогодний ажиотаж и можно будет списать.

Что и будет сделано всенепременно. Попомните мои слова.