Почему Росстат так спешит с победными реляциями о дефляции

В наше время это называли сезонным снижением цен

Почему Росстат буквально ликует, но наши кошельки продолжают пустеть? Вот уже не первый месяц СМИ, словно по команде, регулярно подкармливают публику сообщениями с Запада о подорожании не только газа, электричества и бензина, о грядущем голоде и холоде, но и о беспрецедентной инфляции в развитых странах. Сколько там процентов — то ли восемь с половиной, а где-то и все девять.

Россиян такими «страшными» цифрами вообще-то можно только насмешить. У нас же боролись боролись за пресловутый таргет инфляции в 4 процента годовых, и вдруг бац — пандемия. Ну а потом сами знаете что, хотя побеждать так или иначе придётся. Как бы ни сопротивлялись киевские нарконацики, и наша «пацифистская» миротворческая пятая колонна.

Однако сегодня на повестке дня не беды у соседа, а победные реляции Росстата, которые с удовольствием подхватили в экономических ведомствах. Где-то в дебрях соцсетей один из нас обнаружил вот такую сентенцию:

«Росстат говорит, что цены падают пуще прежнего».

Ирония автора понятна, непонятно, на каком основании статистики вообще заговорили о дефляции. Не просто о локальной приостановке роста цен, а о чётко обозначенной тенденции их снижения. Похоже, просто в информационное поле пытаются внедрить не что иное, как позитивные до боли обзоры снижения цен.

Понятно, что в условиях, когда большую часть населения в который раз ведут по дороге, если не к нищете, то уж точно не к материальному благополучию, надо особо отмечать каждый случай падения цен. Причём не важно, на что — на люксовый автомобиль или гаджет, но всё-таки лучше на хлеб и картошку.

Не акционных, не скидок, а реального падения. Пусть даже его причиной будет тотальное обнищание широких народных масс. Лучше конечно, чтобы к падению цен вёл избыток предложения, но имеем, что имеем. Мы тут выше уже написали про восемь-девять процентов инфляции «там», но по данным того же Росстата в нашей реальности инфляция в прошлом месяце снизилась до 15,1% после 15,9% в июне.

И где тут дефляция, кто объяснит?

Или теперь у нас снижение инфляции именно так будут называть? За семь месяцев 2022 г. потребительские цены выросли на 10,98%. Пусть опять в цифрах что-то не стыкуется, но, как утверждают профессионалы от статистики, дефляция наблюдается у нас уже пятую неделю подряд.

Спорить не станем, сами можем убедиться, как подешевела молодая картошка, но ей-то и деваться некуда. На что-то другое денег не хватает, а тут подпирают бахчевые, и всё совсем неплохо с зерновыми. А будет ещё лучше, потому что вывозить их нам мешают сегодня все, кто только может. Кто не может, впрочем, тоже пытается тормозить.

На таком нестандартном, прямо скажем, фоне, какие-то сдвиги идут по части финансов. Банк России расщедрился уже на 8-процентную ключевую ставку и говорит, что дальше будет ещё лучше. Можно подумать, что до сих пор было так хорошо, что лучше может быть только «ещё».

Впрочем, для любого, кто не забыл иные времена, сезонный откат цен - это и есть норма, то самое стандартное положение, которое закладывалось и в бюджет, и в госплан. И сниженные цены на топливо и прочие необходимые ресурсы тоже закладывались туда же. Всё это вместе с падающими ценами в рознице именовалось сезонным снижением. Понятное дело - снижением цен.

Баржи с бахчевыми в те годы по Волге тянулись в первопрестольную столицу, а по Днепру — в Киев, мать городов русских. А где-то в волжских рукавах под Астраханью или на Ахтубе большой арбуз шёл по пятачку, а маленький отдавали за так, только чтобы ты от большого не отказался.

Вот это, мы понимаем, дефляция.

Неужели хорошо, что сейчас нам плохо

«Это даже хорошо, что сейчас нам плохо». У Олега Ефремова в роли доктора Айболита в совсем не детском фильме «Айболит-66», который и сегодня упорно записывают в культовые, эта песенка звучала едва ли не как насмешка.

Впрочем, многим кажется, что и про нормальных героев, которые всегда идут в обход, а ещё про остров невезения и зайцев пели исключительно в пику советской власти. Но будем терпимы, и вспомним, что и в СССР инфляция имела место быть, особенно по части роскоши и дефицитных товаров. И цены на них повышали исключительно по просьбам трудящихся.

Для широкой публики бесспорным индикатором того, что происходит с ценами, служила водка, прошагавшая за время после денежной реформы от 2-87 руб. за поллитровку сначала к 3-62, а потом и до пяти, восьми и даже, о ужас, десяти полновесных советских рублей.

Впрочем, наши сбережения инфляция сожрать не успела — её лихо опередили реформаторы, среди которых первым шагал Егор Гайдар. Ну а последующая компенсация «детских» и «гробовых» вкладов в Сбербанке, где лежали не сотни — тысячи рублей, оказалась профанацией, точнее — откровенным издевательством.

Сегодня россиян отпугнули от доллара, и вообще-то безуспешно пытаются заманивать в банки, но они всё больше тянутся за кредитами. Ладно бы, автокредиты или не слишком крупные потребительские. Но ведь и ипотечная петля повисла на шее чуть ли не у каждой второй относительно молодой семьи.

Причём с относительно пристойными заработками, хотя кто сейчас возьмёт на себя смелость прогнозировать, какими будут новые ипотечные проценты и новые пристойные заработки. Да и будут ли вообще?

Есть ли победители в экономической войне

И всё это, обратите внимание, при том, что у России недостатка средств, относительно свободных, всё ещё нет и в помине. Сидеть на миллиардах, как собака на сене, сейчас просто глупо. И стоит только порадоваться, что у нас в верхах речь наконец-то всерьёз пошла о запуске в реальный сектор экономики сразу триллиона рублей из ФНБ, ещё недавно неприкосновенного.

Политики, и это не надо доказывать, на сегодня явно заигрались, упрямо игнорируя экономику. Хотя, казалось бы, дело-то идёт о большом переделе, и вроде бы экономика как раз и диктует все нынешние ужасы. Но до передела ещё далеко, а выживать приходится здесь и сейчас.

Эту войну — экономическую, Россия тоже не начинала. Не кажется ли Вам, что и её нам предстоит заканчивать. И тут за победу нам схватка не очень-то и нужна. Слишком дорого обойтись может. Другое дело, что сидеть в общем болоте не хочется.

Вот кто-то убеждён, что Китай будет просто вынужден тормознуть с Тайванем из-за того, что накрепко привязан к американскому рынку сбыта. Но в том, что этот рынок очень даже скоро начнёт схлопываться, точнее, уже, начал, с каждым днём всё меньше сомнений.

Так стоит ли тогда за него так цепляться, и начинать тогда китайцам, чем раньше, тем лучше. Это у России, да и у Донбасса тоже, восемь лет ушло на то, чтобы подкопить силёнок, хотя всё это время и враг, как ни удивительно, не дремал. Сколько времени потребуется КНР, сказать не берёмся.

Возвращаясь к нашим делам, заметим, что режим-то киевский в эти годы и вправду загнивал, но оружие накапливал, и сотни тысяч молодых жизней за это время достигли тех лет, когда их и призвать можно. И об экономике забыть, если её с лёгкостью пустыми долларами подменяют.

Тем более, что возвращать её, эту экономику к жизни, скорее всего будет уже кто-то иной, и многие даже догадываются, кто это будет. Только это всё, увы, вовсе не победа, и уж тем более, не перемога в экономической войне.