Другая дурь — мало кому известные прекурсоры угрожают охватить, как минимум, половину России

Эпидемия нулевых

Люди возрастом за 35-40 лет отлично помнят настоящую эпидемию отравлений наркотиками из группы фентанилов, наблюдавшуюся в нулевых. Поскольку фентанилы поставлялись, в основном, из Китая, они получили собирательное название «белый китаец», которое теперь, похоже, перешло и к так называемым прекурсорам.

Казалось бы, спад поставок фентанилов снял проблему подобного рода наркодиверсий. Но не тут то было: Китай находит всё новые и новые виды психоактивных веществ, которые малоизвестны российским правоохранительным органам, и потому могут продаваться почти свободно.

Лихие девяностые и советское наследие

Начнём с необходимого исторического экскурса. Под словом «белый китаец» обычно подразумевается сильнейший из фентаниловой группы наркотик – триметилфентанил. Хотя нередко под этим названием объединяют всю группу фентанилов.

История возникновения этого наркотика восходит к тем временам, когда русский с китайцем, как пелось в песне, были братьями навек. С непонятной целью СССР пытался синтезировать этот наркотик, разумеется, только в медицинских целях. Но, видимо, химики слегка перепугались смертоносного эффекта: перевес в считанные крупинки приводил к летальному исходу.

Тогда советский химпром не нашёл ничего лучше, как передать технологию Китаю. Китайцы довели формулу до ума, завалив в результате триметилфентанилом практически весь мир. В девяностые ситуация вернулась странам уже распавшегося СССР бумерангом: Китай стал поставлять его в Россию и Казахстан, откуда он расползался по всей одной шестой части суши.

Свято место пусто не бывает

Популярность «белого китайца» стала снижаться и почти сошла на нет из-за многочисленных случаев смертельной передозировки. В десятых годах смертоносное зелье почти исчезло с российского рынка, тем более, что соответствующие органы предпринимали титанические усилия, чтобы накрыть все торговые точки, проводили рейды по ночным клубам и т.п.

Но в тех же десятых Китай стал заваливать Россию другими синтетическими наркотиками, получившими в обиходе названия «соли» и «спайсы». Сначала всё это продавалось под видом ароматизаторов и смесей для приёма ванны (откуда и пошло название «соли»). Потом Госнаркоконтроль внёс якобы безобидные и легальные вещества в список наркотиков.

Но на этом, опять же, дело не закончилось. Последний громкий прецедент контрабанды китайских психоактивных веществ в Россию произошёл в 2022 году. Приговор в отношении жителя Выборга за контрабанду был вынесен в декабре, прямо перед Новым годом.

Россиянин заказал из Китая посылку с 500 граммами смеси для приготовления спайсов. Таможня эту посылку проверила и по адресу, на который она должна была прийти, вычислила заказчика, в ходе обыска в его гараже обнаружили еще 4 кг готовых наркотиков. Получателя контрабанды приговорили к 10 годам строгого режима.

Их нравы

В Россию Китай, учитывая общую границу, поставляет не только наркотики и сырье для их изготовления, но и прекурсоры, используемые подпольными химиками как вспомогательные вещества. Это могут быть банальные ангидрид уксусной кислоты, красный фосфор, кристаллический йод, так и менее распространённые на российском чёрном рынке вещества.

В частности, в середине 2022 года во Владивосток из Китая прибыли 848 кг прекурсоров, запрещённых в России к свободному обороту. Груз прибыл по поддельным документам на адрес приморской компании. В документах было написано, что это вещество, используемое в химической промышленности.

Однако на таможне не поверили такой «филькиной грамоте», потому что прекурсоры перевозились в пластиковых бочках, что для официальных поставок химических веществ не характерно. Прекурсоры ввозятся на территорию России только с разрешения МВД. В данном же случае, конечно, никакого разрешения не было.

Россия и страны СНГ – не единственные жертвы китайских наркоторговцев. Правда, в западных странах среагировали на наплыв наркотиков из Китая более оперативно. В США последняя волна отравлений китайской синтетикой была в 2016 году, когда в Нью-Йорке появились спайсы, ранее неизвестные органам, ведущим борьбу с незаконным оборотом психоактивных веществ.

«Пушеры» называли этот наркотик «АК-47». Картина осложнялась тем, что употребившие впадали в ступор и практически ничего не соображали. Выяснилось, что в основе спайса был препарат AB-FUBINACA от фармацевтической компании Pfizer.

Игра на нервах

Утечка из компании формулы препарата при невыясненных обстоятельствах привела к тому, что китайские подпольные химики модифицировали её и добавили в состав спайса дополнительные ингредиенты. В результате у употребивших возникали сильнейшие изменения нервной системы.

В 2022 году выяснилось, что в США поставляется фентанил. Несмотря на то, что случаев массовых отравлений стало меньше, чем в упомянутом 2016 году, опасность федеральными агентами по борьбе с наркотиками оценивалась как колоссальная. Количество смертельных доз фентанила было таким, что можно было убить каждого американца.

Как выяснилось, поставки наркотика осуществлялись из Мексики, но там в лабораториях он делался из китайского сырья. В силу отсутствия общей границы с Китаем, в Америке и Европе фентанил китайского происхождения появился намного позже, чем в России, примерно десять лет назад.

При этом, видимо, в силу того, что западная цивилизация не очень была готова к такому соприкосновению с китайским криминалитетом (в отличие от приграничных России и Казахстана, которые ещё с советских времен усвоили, что собою представляет юго-восточный сосед), например, в США фентанил вызвал настоящее бедствие.

Он вытеснил опиоидные наркотики растительного происхождения (героин и т.п.). В странах СНГ фентанил в девяностые и нулевые имел конкуренцию с более традиционными наркотиками из маковой соломы (особенно в сельской местности и особенно на юге) и героином. Поэтому ситуация на западном континенте сейчас даже не повторяет недавно существовавшую российскую, а значительно хуже.

Если в Россию поставляются, в основном, соли и спайсы, то в США и Канаду – фентанилы, в первую очередь, самый сильный из них – «белый китаец». Сходство ситуации, разве что, в том, что американские «барыги» тоже любят смешивать опиоиды со стимуляторами, что Россия уже проходила в период свободной продажи спайсов. Но результат куда плачевнее.

В период правления Дональда Трампа и республиканцев США пригрозили Китаю очередными санкциями, если он не введёт более жёсткое регулирование оборота и производства фентанилов и соответствующих прекурсоров. Китай меры ввёл, но, как считают в Вашингтоне, недостаточные. Поток фентанила в США пошел уже из Мексики.

Там производили наркотик из китайского сырья с применением для химической реакции своих прекурсоров, оборот которых там до сих пор не ограничен. Напряжение отношений США и Китая привело к тому, что официальный Пекин стал вообще игнорировать требования Белого дома по ужесточению оборота веществ, требующихся для изготовления «белого китайца». И это при полном молчании мексиканских властей.

Не наркодилер, а фармацевт

Следует отметить, что фармацевтическая промышленность Китая – крупнейшая в мире по экспорту прекурсоров. При том, что в Китае жёсткое законодательство относительно оборота и употребления наркотиков, это не мешает успешному существованию компаний, производящих, иногда без официального разрешения химикаты, применяемые для производства разнообразных психоактивных веществ.

Большая их часть отправляется на экспорт, - в самом Китае торговать наркотиками опасно. Производить и экспортировать фентанил в Китае запрещено с 2019 года, но экспорт сырья и прекурсоров в Мексику не запрещён. То же касается и производства метамфетамина: в Китае это уголовное преступление, но местная мафия открыла свои производства в Мексике и странах Юго-Восточной Азии.

Там нет запрета на поставки прекурсоров. Некоторое время китайский метамфетамин поставлялся в Австралию, но сейчас под угрозой санкций Китай вынужден хотя бы имитировать сотрудничество с её полицией и ужесточить законодательные нормы за его производство и перевозки.

Китайский наркоконтроль ещё хоть как-то продолжает сотрудничать с Австралией, но передавать в США информацию о поставках фентанилов и метамфетамина через Мексику перестал, очевидно, в отместку за санкции. Сами американские полицейские уже склонны признавать, что при таком давлении на Китай ответных мер по контролю поставок, пусть даже и непрямых, наркотиков в США не добиться.

Вместе с тем, с соседними азиатскими странами Китай в этом направлении сотрудничает более активно, хотя всё равно избегает принимать участие в ликвидациях и задержаниях триад за рубежом. Объясняется это тем, что триады в странах Юго-Восточной Азии во многом продвигают в них китайские экономические интересы.

Вместо PS — планы и перспективы

На очереди, очевидно, кроме Мексики, будут Индия, Нигерия и ЮАР, куда китайские прекурсоры активно отправляются. Это тем более странно, что Индия и ЮАР являются партнерами Китая по БРИКС, равно как и Россия. Пока Китай только обещает, что будет пресекать поставки в дружественные страны. Но когда дело дойдет от обещаний к реальным действиям, пока непонятно.