Смена транзитных векторов дело не одного дня, и даже не одного сезона

В конце мая ЕС решил полностью отказаться от русской нефти и теперь она изо всех сил пробивает русло в Азию. Хотя начался это процесс пораньше — в начале марта 2022 года.

Пока почти весь прирост российского нефтегазового экспорта в Азию пришелся на индусов, а Китай лишь слегка увеличивал закупки, чтобы пополнить резервы.

Задача перед транспортёрами нефти сейчас титаническая — приходится договариваться не только с потребителями в Азии, но и с поставщиками ОПЕК + Иран, которые исторически доминировали в этом регионе.

По итогу российская нефть подвинула арабскую с их привычного рынка сбыта. Судя по отсутствию конфликтов между РФ и ОПЕК, арабы не обиделись и сместили вектор на Европу. Такой вот взаимовыгодный обмен произошёл.

Что же с трубами

По трубопроводу «Дружба» в Европу шло около 750 тыс. баррелей в сутки российской нефти. Скоро объём может упасть до 250 тыс. баррелей. Эти 250, кстати, идут по южной ветке через Украину в Венгрию, Словакию и Чехию. А учитывая конфликт, уже возникают проблемы с оплатой поставок — например, недавно платежный агент отказался проводить оплату в пользу «Укртранснафта».

500 тыс. баррелей в сутки, которые шли на Германию и Польшу по северной ветке, тоже могут быть полностью приостановлены из-за эмбарго.

Выводы

Эмбарго на нефть приближается, поэтому пора активнее перестраивать логистику. России нужно перенаправить порядка 1,1 млн б/с морских поставок и ещё 0,5 млн б/с трубопроводных. Труба на Китай загружена по самые помидоры, поэтому весь этот объем придётся отгружать морем.

Это сложно. Но с другой стороны — когда легко-то было?