Почему в нефтяной державе топливо дорожает всегда, и не дешевеет никогда

Рулить или не рулить, в том ли вопрос

Разговоры о том, что в России ценами на бензин лучше управлять вручную, идут уже не первый год. Из-за пандемии и резкого, хотя и краткосрочного падения нефтяных цен, они приобрели характер массового помешательства.

Впрочем, оно почти не коснулось самих покупателей бензина на АЗС, преодоление знаковой отметки 50 рублей за литр АИ-95 они, кажется, предпочли вообще не заметить. Полный или почти полный бак примерно за две тысячи рублей остаётся нормой едва ли не для всех. Многотонные фуры и суперкары не в счёт.

На наш взгляд, определённо надо поклониться в ноги организатором продления сделки ОПЕК+ за то, что избавили Россию от необходимости вводить что-то вроде госмонополии на реализацию топлива. Всё-таки конкуренция, не всегда здоровая, к сожалению, это лучше, чем талоны и дикие очереди на АЗС.

Аргументы «за» и «против» попробуем привести в одном из более прагматичных обзоров рынка, здесь же ограничимся оценкой его нынешнего состояния и осторожным прогнозом. И начнём с того, что во второй половине июня в правительстве «ситуацию изучали и готовили соответствующие предложения».

Это цитата от Александра Новака – профильного вице-премьера, которая прямо свидетельствует, что ажиотаж на российских АЗС, пока ещё не слишком заметный, беспокоит его гораздо меньше, чем разборки в ОПЕК, грозившие обрушить цены на нефть. А поскольку угроза от ОПЕК так и осталась угрозой, в июле надо ждать реальных решений внутри страны. Вопрос на сегодня стоит довольно просто – либо заключать ценовые соглашения с нефтяными гигантами, либо как-то ограничивать экспорт.

Иначе летний бензин всё-таки будет дороже зимнего. Причём не только прошлой зимы, но и будущей, под которую, те же нефтегиганты, похоже, успеют сделать хорошие запасы. А от них потом, если не случаться жуткие морозы, придётся избавляться, причём даже демпингуя.

Что такое таргет, демпфер и инфляция?

Принесём дежурные извинения не самым продвинутым из наших немногочисленных читателей за то, что вспомнили про демпинг, то есть использование заведомо низких цен. Ведь первая реакция, как известно, самая верная, и многие вправе сказать, что авторы умничают. А первая реакция любого нормального человека, если он не «из отрасли», на этот набор слов из подзаголовка – абракадабра какая-то. Но вот парадокс - именно ею нам и пытаются втолковать, почему снова и снова растут цены на бензин.

И это в стране, где давно уже всё в порядке и с добычей, и с первичной переработкой, то есть с переработкой нефти в топливо. Со вторичной, кстати, у нас тоже теперь не всё так плохо – просто локализация и необходимость самим производить и шины, и пластик, и многое иное заставили. Тем не менее, про демпфер ещё из доковидного 2018 года и про то, что рост цен на бензин не должен превышать инфляцию, нам напоминают весьма регулярно – и как правило, непосредственно с главных телеканалов. Вплоть до прямой линии с гарантом.

Кстати, если уж мы вспомнили об инфляции, то заметим, что топливные цены и есть один из главных факторов, который её раскручивает, поскольку тянет за собой слишком много других. И незачем нам постоянно голову морочить своими разговорами о каких-то регулирующих мерах, в том числе о пресловутом демпфере. От того, что деньги вместо одного кармана будут класть в другой, больше их всё равно не станет. Тем же демпфером, о котором любой мало-мальски технически грамотный человек скажет, что это – компенсатор, у нас назвали механизм, который позволял покрывать разницу между внутренней и экспортной оптовой ценой топлива.

Но покрывал-то он её за счет бюджета, да и то частично, в связи с чем в 2019 году власти официально отменили такие соглашения с нефтяными компаниями. Сейчас демпферы другие, но и о том зачем-то снова вспомнили, как видно потому, что из-за резкого роста цен на нефть сдерживать стоимость топлива удаётся уже совсем плохо. Так, уже к началу июня бензин подорожал на 4,1% при инфляции в 3,7%. Данные к июню ещё не опубликованы, но по всем признакам, опережение будет только расти. Это лишь подтверждает наш тезис о том, что первично и что вторично – инфляция как таковая, или же цены на топливо.

Не потому ли теперь решено договариваться на ином уровне – уровне мелкооптовых цен? Российский топливный союз, объединяющий владельцев независимых заправок, уже три недели назад пожаловался Александру Новаку на убытки из-за роста оптовых цен. И обращался с предложением снова заключать топливные соглашения. Но на данный момент ситуация стала не столь напряжённой – рост спроса позволил АЗС минимизировать убытки, и правительство, скорее всего, ограничится некими рекомендациями в адрес оптовых продавцов. Им просто придётся слегка умерить аппетиты.

Сам же по себе рост цен – дело привычное, и его даже изрядно обедневшая из-за пандемии публика боится куда меньше, чем дефицита топлива. Но в Минэнерго её успокаивают, что «для предотвращения недопоставок топлива сформированы запасы, которые по бензину сохраняются на уровне 1,6 млн тонн, а также мониторится ход ремонта ряда НПЗ, который должен завершиться в течение июля».

Да они сговорились!

Многие годы фактор нефти называли решающим для ситуации с бензиновыми ценами. И многие годы жестокая реальность такой подход опровергала. Как АИ-92, так и 95-й, и уж тем более элитные 98-й с сотым дорожали и при дорогой и, тем более, при дешёвой нефти. Ситуация лета 2021-го отличается от минувших лет вообще-то не сильно – бывали кризисы и покруче коронавирусного. Прошло уже полтора года, как участники сделки ОПЕК+ ухитряются держать нефтяные цены на такой планке, которая могла бы быть нормой при бурном росте не только китайской, но и всей мировой экономики.

Этого нет, а значит жизнь в конце концов чему-то научила и арабских шейхов, и русских олигархов, а главное – техасских боссов, которым приходится подкармливать сразу две ненасытных политических партии. Чтобы было где спрятаться, по всей видимости. А то ведь не только Капитолий, но и самый-пресамый Пентагон разгромить могут. Но мы совсем не о том, и даже не о том, как подпустить в квотное пространство иранской нефти, и что делать с взбрыкнувшими эмирами из ОАЭ. Зальют же танкеры внеквотной нефтью, и поминай как звали.

Ан нет, и шейхи научились, как реагировать на такое, и русских с их технологическими сложностями вот уже не первый месяц, как построили. Поэтому о демарше не самого важного из участников сделки ОПЕК+ у нас будет особый разговор. А пока? Пока - терпение, господа, терпение! Июльский саммит ОПЕК, который пости никто и не заметил под шумок футбольных баталий, это было что-то вроде клофелина для развратника. Уснули, а разбираться будут после в здравом уме и светлой памяти.