Памяти славных дел и великих флотоводцев Спиридова и Хметевского - картинки с выставки и заметки с мест

В минувшее воскресенье 29 января 2023 года по новому стилю исполнилось 310 лет со дня рождения великого флотоводца и абсолютного победителя турок адмирала Григория Андреевича Спиридова. Он навсегда в нашей памяти. Только всех ли соотечественников? Вряд ли. И об этом стоит немного поразмышлять.

С чего начну? Да, пожалуй, с выставки-форума «Уникальная Россия», что проходит в эти дни в Гостином Дворе столицы. В этом амбициозном проекте позиционирует себя «Аллея Российской Славы» - широко и многогранно. Какое великолепие имён людей, которые своими подвигами и делами прославили государство Российское. На века.

Я пришёл сюда, собственно говоря, по поводу 85-летия Владимира Семеновича Высоцкого. И что увидел? Можно сказать, что ничего. Так, несколько малотиражных книг и всякая мелочь, которая, к моему великому сожалению, ничуть не говорила о могуществе поэта, певца и актёра. Классика. Скорее всего, так походя, что-то выставили. И ладно…

Хожу, вникаю и решился вдруг на неожиданный вопрос об адмирале Спиридове юной представительнице масштабного стенда со скульптурами великих россиян. Мол, не могу почему-то отыскать его в вашей огромной коллекции знаменитостей. На что она, ничуть не смутившись, ответила, что среди всех многочисленных бюстов с изображением великих людей России не стоит искать Григория Андреевича.

Его там просто нет. Не сделали. Не смогли. А зачем…

Боже-святы. Я совсем не хочу называть основателя всего этого изыска, обладающего к тому же огромной коллекцией наград, благодарностей и дипломов. Он есть, но для меня это лицо как-то исчезло в тот самый миг, когда сказали, что, а чем, мол, прославился адмирал Спиридов, что мы его должны отразить в своих искусных и неподражаемых творениях бесплатно.

Нет, всё это можно, конечно же решить, но за деньги. Какие? А вы закажите бюст, мы вышлем вам счёт, когда оплатите, сделаем и будет тогда полный порядок. И с адмиралом Спиридовым, и с контр-адмиралом Хметевским, да и с другими героями великого Чесменского сражения. Без проблем. Но за деньги…

Да, тут есть чему удивляться. Эти господа пойдут далеко, как мне кажется. Они взяли на вооружение солидное число русских знаменитостей и это всё, по их словам, бесплатно. Вам только стоит написать соответствующее письмо и тут же они изготовят бюст, приедут и установят на территории школы, завода, фермы. Им это абсолютно безразлично.

А уж кто не попал в их список, то пожалуйста, в очередь и с портфелем денег. А иначе-то и нельзя. Мы плывём в капиталистическом море. А как же русская слава, подвиги, героизм? Это как-бы прикрытие. Кушать-то хочется…

Да, Григорий Андреевич, не думал, не гадал я, ветеран боевых действий, что придётся мне тогда в Гостином дворе покраснеть за наших лихих ребят. Что делают состояние на тех, кто, не щадя живота своего, добывал в боях славу и гордость Отечеству. Впрочем, только ли они?

Перенесёмся в город у Плещеева озера – Переславль-Залесский, где не раз бывал и жил сам Григорий Андреевич, а его боевой друг Степан Петрович Хметевский был когда-то предводителем местного уездного дворянства. И живёт у самой водной глади в том славном русском городке Юрий Владимирович Ильченко.

Человек он мудрый, заводной, вот и взялся обустроить местный Клуб юных моряков для детей переславских, что гоняют день-деньской по местным улицам, да всё больше в гаджетах сидят днями, ночами, неделями. Понятно, что из них ничего путного и не получится, а чуть-что они сразу вещи в руки и за границу, в другие страны. Они их вроде как и спасут, укроют.

Хочется, ох как хочется Ильченко, его сподвижникам, как впрочем и всем жителям этого славного городка, собрать этих мальчишек и девчонок и научить настоящему морскому делу. Но нет, глава местной администрации Александр Тарасенков и другие чиновники всячески препятствуют этому.

И ходит который уже год Ильченко по инстанциям, собирает документы, хочет и в суд обратиться. А дело-то стоит, не движется. И пусть на клубном знамени гордо значатся имена адмиралов Спиридова и Хметевского. Ну и что? Переславским чиновникам всё нипочем. Они другими делами заняты. Государственными.

А тут, брат, уже другие перспективы, иные возможности. А клубы, пацаны, ялы, волны – нет, никак все это их не влечёт. И потому ничего ими и не делается. Не интересно им всё это…

Ещё хотите? Да, пожалуйста. В музее-усадьбе Ботик Петра I имеется небольшая экспозиция, посвященная адмиралу Спиридову и его славным деяниям. Не ошибусь, если скажу, что ей уже несколько десятилетий. И она, на мой взгляд, может и ошибаюсь, никак не видоизменяется. Всё в одном и том же ракурсе.

А что если что-то добавить, переформатировать, может вспомнить и о Степане Хметевском, ведь он в Переславле и знаменит, и даже есть улица, именованная в его честь. Но зачем, ни к чему такое.

И даже если где-то в музейных запасниках имеются какие-то картины Чесменского сражения, написанные крепостными художниками Спиридова-барина, и вроде как трофейные турецкие знамена, то их не показывают посетителям. Ни к чему всё это, и на этом весь сказ…

Но мне совсем не грустно от всего такого. Может просто обидно, что кто-то думает, другие времена, другие дела, люди. И уже не стоит ворошить историю нашу, что написано, то пусть так и будет. И если адмирал Спиридов долгие годы был в забвении, то же история наша, она сама, мол, и отсеяла, кто велик, а кто и нет.

Ну уж, дудки, такое мной не воспринимается. Потому, мы, сподвижники великого адмирала, говорим ему «Vivat, Григорий Андреевич!». Имя твоё бессмертно и на века.

И мы придём в славный день 7 июля в очередную годовщину Чесменского сражения к твоей могиле. И в селе Нагорье будет праздник, который организует Светлана Иванова. Дай-то ей Бог здоровья!

Так что дело адмирала Спиридова живёт и побеждает. Обязательно пройдём со знаменами по его славной улице. Как сказал губернатор Ярославии Михаил Евраев на встрече с сельчанами, она примет в первой половине лета надлежащий образцовый вид.

И мы все по магистрали Адмирала Спиридова. Строевым парадным шагом. С оркестром. И зычной раскатистой песней. Чтобы стёкла во всех окрестных домах дрожали...