Завершаем тему непрерывно обостряющегося китайского интереса к русскому лесу

Без корней и веток

Два небольших прогнозных обзора (Русский лес - китайский интерес и Привыкли руки к китайским топорам) ставят переда нами вполне ожидаемый вопрос, что же в результате? Точнее – в сухом остатке? Без веток и корней:

«...Китай сохранил свою позицию одного из крупнейших производителей мебели в мире, усилив стратегии защиты и будущего развития своих лесных ресурсов. Россия, увеличив объем продаж легальной лесной продукции в Китай, стимулировала экономическую активность Сибири и Дальнего Востока, учитывая географическую удаленность Москвы и географическую близость Китая к основным лесным ресурсам России в Сибири и на Дальнем Востоке» (прим. Сводка+).

Кстати, с середины 90-х по темпам лесоразведения Китай занимает первое место в мире. Поскольку в КНР с середины 80-х гг. действует неукоснительное правило: «сколько вырубил деревьев — столько и посади!».

А ведь это правило было обязательным и по всему бывшему СССР в конце 40-х — середине 50-х. Когда реализовывалась инициированные Сталиным совместные решения ЦК партии и совета министров СССР:

17 мая 1948 г. - «Об упорядочении пользования колхозными лесами и улучшении ведения в них хозяйства»;

20 октября 1948 г. - «О плане полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, облесения песков, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР, 1948-1963/1965 гг.». Этот план предполагалось распространить с начала 60-х на Среднюю Азию, Закавказье, южные районы Западной Сибири и Урала.

Всё на продажу

Но уже с 1955 года реализация тех решений была остановлена по инициативе Н.С. Хрущева и Ко. Созданные же лесопосадки стали всё активнее вырубаться. А союзный и республиканские минлесхозы, протестовавшие против такой политики, были упразднены в середине 50-х (восстановлены лишь через 15 лет).

Более того: 7 февраля 1955 г. вышло постановление ЦК КПСС и союзного совмина «Об увеличении ведения лесного хозяйства СССР»: документ предписывал увеличить рубки и «в лесах запретных и защитных полос вдоль рек и озёр, шоссейных и железных дорог». Прежде всего, для быстрого наращивания экспорта необработанной древесины.

Что синхронно и делалось в последующие десятилетия, особенно активно — до середины 70-х включительно. Хотя по инерции, реализация постановлений 1948 г. впоследствии осуществлялась в некоторых регионах, но, конечно, в мизерных объемах.

Зато, и это в КНР поныне не скрывают, те же советские решения 1948 года стали основой аналогичной китайской программы лесоразведения и лесовосстановления, разработанной в начале 1980-х и рассчитанной на 50 лет...