Русские уверены - антироссийские санкции вызовут на Западе кризис, похоронят доллар, евро и глобальную рыночную систему

Скептики полагают, что это всего лишь пропаганда Кремля, которой вряд ли можно верить. Ведь российский ВВП составляет несколько процентов от глобальной экономики, а бюджет полностью зависит от доходов от нефти и газа. И в случае их сокращения единственный способ спасти ситуацию государственных финансов — это резкая девальвация рубля. Особенно после заморозки международных резервов на $300 млрд. или самой ликвидной их части.

Однако дьявол всегда прячется в деталях. Российская экономика не так уж мала. По показателю ВВП, скорректированному по паритету покупательской способности, Россия занимает 5-6-е место в мире, разделяя данную позицию с Германией. Сильная сторона России — это очень низкое соотношение суверенного долга к ВВП, за что следует сказать спасибо бывшему министру финансов Алексею Кудрину. С 2005 года в России для нефтяных компаний действует очень жесткий налоговый режим, который позволил наполнить казну и почти обнулить внешний суверенный долг. Рейтинг от Moody's или S&P всегда был занижен по политическим причинам.

От цен на нефть и газ сильно зависит бюджет, но не экономика России в целом. Доля нефтегаза в ВВП составляет около 20%, а теневой сектор оценивается в $300 млрд. Обладая по сравнению с США и странами НАТО очень скромным военным бюджетом, Россия имеет вторую армию мира. Причина проста. Для предприятий российского военно-промышленного комплекса гособоронзаказ — это не бизнес, здесь действуют еще советские принципы: задача производить качественное и недорогое оружие для собственной армии.

При этом средняя годовая выручка России от экспорта вооружений составляет $15 млрд. Это второе место после США. Однако надо понимать, что союзники США должны покупать американское оружие добровольно-принудительно, а Россия действует на абсолютно рыночных условиях. Краткий вывод: Россия достаточна сильна, чтобы выжить под санкциями. Это получилось даже у Ирана. Персидские монетарные власти сейчас активно консультируют по данному вопросу Банк России и Московскую биржу. Правда, Россия вряд ли может разрушить или хотя бы поставить под сомнение ведущие позиции Запада в глобальной экономике и политике.

Но это только на первый взгляд. Запад своим санкционным давлением создал себе очень серьезные проблемы. Ограничив поставки нефти и газа из России, страны Запада запустили инфляцию издержек, которая наложилась на классическую монетарную инфляцию, вызванную мягкой денежной политикой ФРС, ЕЦБ и других мировых центробанков в период COVID-19. Конечно, регуляторы будут повышать ставки, но для США с их $30 трлн. долга это рискованно: вероятность дефолта или реструктуризации будет постоянно возрастать.

Еще со времен кризиса Lehman Brothers идут разговоры о новой валюте для США, Канады и Мексики и о списании Вашингтоном своих долгов. Инфляция издержек резко сокращает маржу, что ведет к спаду производства и безработице. По факту сейчас перед Западом стоит риск самого крупного глобального кризиса после 1929 года.

Второй момент — это резервный статус доллара и евро. Еще несколько месяцев назад в основных валютах никто не сомневался. Тем не менее после заморозки российских резервов все в мире понимают, что с ними могут поступить так же, как с Россией. Прежде всего это касается Китая, который накопил в американских государственных облигациях более 1 трлн. долларов. Богатые нефтяные державы Ближнего Востока уже заявили, что пересмотрят структуру своих инвестиционных портфелей.

Запущенный странами Запада санкционный кризис может иметь необратимые последствия. США, конечно, кризис переживут, для них единственный возможный серьезный результат – это возвращения Трампа в Белый дом. А вот зону евро вполне может покинуть часть стран. Не исключено, что мы снова увидим итальянскую лиру или французский франк. Ведь имея собственный печатный станок, можно без проблем закрывать любые социальные расходы и бюджетный дефицит. Распад долларового мира на несколько валютных зон, о чем много говорили хейтеры США, также может стать реальностью.

Запад действительно может потерять контрольный пакет акций в глобальной экономике и политике. Но не из-за действий России, которая слишком мала и слаба, а из-за собственных ошибок. Новый мировой кризис приведет к оттоку капитала с развивающихся рынков, в том числе из Узбекистана, и к глобальной инфляции, которая также затронет РУз.

Кризис, конечно, будет смягчен нейтральным статусом Узбекистана, который старается сохранить хорошие отношения и с Россией, и с Китаем, и с Западом. Правильный путь для Узбекистана — это особые экономические и культурные связи с тюркскими странами. Отношения должны быть построены на взаимовыгодном экономическом партнерстве. Узбекистан слишком сильный игрок, чтобы хотя бы частично жертвовать своими интересами ради любого из международных геополитических полюсов.