Москва, 24.августа. Сводка+ Ситуация вокруг ухода Владимира Якунина с поста главы РЖД, который он занимал в течение 10 лет, развивалась стремительно - от первых новостей о выдвижении Якунина в Совет Федерации до представления коллективу РЖД нового руководителя Олега Белозерова прошло всего четыре дня.
Но уже после первых сообщений на лентах информационных агентств стало ясно: эпоха Якунина в РЖД закончена.
Новому президенту транспортной монополиипредстоит сложная работа. В частности, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во время встречи с Белозеровым поставил задачу вернуть железным дорогам прибыль, привлечь инвестиции и решить проблему пассажирских перевозок.
Именно пассажирские перевозки в пригородном сообщении стали «проблемным местом» железнодорожного транспорта в начале 2015 года, когда из-за неспособности ряда регионов покрывать убытки, связанные с повышением тарифа за пользование инфраструктурой, были отменены более 300 электричек в 37 регионах России. Эта ситуация вызвала жесткую критику.
«Здесь нареканий очень много. Люди недовольны, что маршруты отменяются. С другой стороны, железная дорога должна за это деньги получать и не просто в убытке находиться, а иметь ресурсы для развития», – отметил глава правительстваДмитрий Медведев. По его словам, новому главе компании предстоит при участии правительства и региональных властей соединить эти два подхода.
Якунин, который возглавлял РЖД десять лет, запомнится руководителем, который путем реформ перевел огромную неповоротливую советскую компанию на рыночные рельсы управления.
«При нем произошел качественный переход от исключительно ведомственной, государственной системы управления к формату государственно-частного партнерства, рыночной системе работы», – говорит управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова.
И хотя критики Якунина настаивают на том, что реформы при нем проводились медленно, очевидно, что осторожность при реформировании такой огромной системы можно считать плюсом.
Тем не менее, следует признать и то, что длина железнодорожныхпутей общего пользования за последние 10 лет выросла только на 1 тыс. км: в 2005 году длина была 85,2 тыс. км, в 2014 году – 86,3 тыс. км.Для сравнения, в Китае только за 2010 год было построено более 4 тыс. км железных дорог.
«Россия такими значительными темпами развития своей транспортной инфраструктуры похвастаться не может. Хотя, конечно, повысился уровень безопасности, что не может не радовать», – отмечает Тамара Касьянова.
Поэтому новому главе РЖД придется особенно активно сосредоточиться именно на развитии ж/д инфраструктуры. Не исключено также, что РЖД придется пустить частный капитал в качестве соинвесторов, учитывая сложные времена с бюджетным финансированием.
При этом финансовое состояние РЖД в целом нельзя назвать плохим. Однако, как отмечают эксперты, имеются опасные тенденции. С 2009 года доходы компании постоянно росли, однако прибыль постепенно снижалась. В 2014 году РЖД и вовсе получили убыток в размере 99,32 млрд рублей по МСФО.
Главную обеспокоенность в плане финансового состояния РЖД вызывает рост долгов в валюте. За последние пять лет РЖД активизировали рискованный выпуск долговых обязательств. «Особенно пугало инвесторов планомерное увеличение доли еврооблигаций в структуре долгового капитала с 15% в 2010 году до 47% на начало этого года. На займы в иностранной валюте приходилось до 44% от общего кредитного портфеля госмонополии. Это создавало опасность нехватки валютных займов для перекредитовки», – говорит Михаил Крылов из «GoldenHills – КапиталЪ АМ». Решение долговых проблем – еще одна задача для Белозерова.
В условиях дефицита бюджета государство, по сути, добивается от каждой подотчетной ей отрасли экономии средств. И если учесть, что Якунин из года в год заявлял о хронической нехватке средств, то такая позиция в кризисном 2015 году уже не сработает.
Но именно поэтому теперь на сети железных дорог в нынешних условиях не требуется «подвигов» и жесткого отстаивания интересов компании, а нужна рутинная стабильная работа, максимально эффективная перевозка грузов и пассажиров, и Олег Белозеров подходит для такой работы наилучшим образом.
Однако это не означает, что компания должна отказаться от планов своего развития. Как считают аналитики, большинство проектов компании призваны решить проблемыэкономикигосударства в целом, так что их реализация продолжится. Безусловно, какие-то корректировки по срокам возможны, в том числе и из-за финансирования, но и ВСМ, и модернизация Транссиба и БАМа будут претворяться в жизнь. Точно так же, возможно, будет продолжено и реформирование отрасли в целом.
Одними только деньгами нельзя поднять рентабельность железных дорог. Компании, являющейся одним из крупнейших работодателей России, необходимо решить вопрос с износом основных фондов и снижением уровня бюрократии, тормозящим развитие стратегической транспортной инфраструктуры страны.
Подводя итоги своей деятельности, Якунин заявил, что за 14 лет ему удалось преобразить весь железнодорожный транспорт — как пассажирские перевозки, так и грузовые. И с этим трудно спорить.
Выступая перед бывшими сотрудниками, Якунин рассказал, что в начале его деятельности никто не мог представить, что в России пойдет высокоскоростное железнодорожное движение, а «сейчас без него невозможно представить сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом, всю страну невозможно представить».
По его словам, были поддержаны строительство скоростной линии Москва Казань, модернизированы БАМ и Транссиб. «Несмотря на нынешний спад, прирост грузов в направлении Дальнего Востока составил 18%», — сообщил Якунин.
Анализируя состояние транспортной инфраструктуры, Якунин рассказал, что за время его работы удалось не только убедить предпринимателей сохранить производство локомотивов на Урале, но и создать новые предприятия, «которых не было, ни в царское, ни в советское время».
Олег Белозеров существенно моложе Якунина.В сентябре ему исполнится 46 лет. На встрече с коллективом РЖД Олег Белозеров сказал, что рад прийти сменщиком «к такому великому руководителю, как Владимир Якунин». «Самое главное, что есть прекрасный коллектив. РЖД — лучшая компания в Российской Федерации», — сказал он.
Но само назначение Белозерова руководителем РЖД стало неожиданностью — этот чиновник ранее не был публичной фигурой, не рассматривался как кандидат на этот пост и по своему влиянию явно уступает предыдущему руководителю компании. Это породило предположение, что за его назначением могут стоять те или иные группы, а Белозеров будет лишь выразителем их интересов, оставаясь по сути технической фигурой.
Как пишет газета «Ведомости», назначению Белозерова способствовали Аркадий и Борис Ротенберги: они хотели зайти в железнодорожный бизнес. Кроме того, Белозерова считают близким к помощнику президента России Игорю Левитину: новый глава РЖД был заместителем Левитина, когда тот работал министром транспорта.