На вернисаже на Пречистенке в столице вы можете любоваться шедеврами великого русского живописца

Знаменательная выставка, на которой представлено более сорока работ, исключительно из частных коллекций, открылась чуть более месяца назад в галерее «Артефакт». Она являет собой необычное событие в культурной жизни России. И сюда стоит явиться, чтобы уже через совсем короткое время быть очарованным милыми и прелестными картинами из русской действительности XIX века. Какими их отобразил мастер в своих микросюжетах, каждый из которых притягателен и неотразим.

В самом помещении галереи царит почти камерная обстановка. Посетителей не так уж много, а может это и хорошо. Зато к каждой из работ можно не только подойти поближе, но присесть на заботливо расставленные стулья и любоваться этими прелестями малого жанра. Сколько душа тебе позволит. Впитывая в себя окружающую тогдашнюю жизнь городов и провинций, обыденность и простоту прекрасных людей, так искусно отображённых Владимиром Егоровичем на своих полотнах.

И то, что на этой выставке впервые, через сто с лишним лет встретились вновь парные картины «В трактире» и « В харчевне» -уже сенсация. Это же им рукоплескали русские люди на XV Передвижной выставке 1887 года. А теперь вот и сам смотришь и постигаешь, как же это прекрасно. Ай, да, Маковский. Это же так шедеврально!

И ещё спасибо тем коллекционерам, которые смогли сохранить в своих домах, жилищах и сейфах эти и другие работы живописца. И, набравшись храбрости, смогли в себе перебороть всё и отдать на всеобщее созерцание нам –зрителям свои картины. Потому как не все рискнули сделать такое же. Да и ладно, пусть сами уж любуются своими раритетными полотнами. Может когда-нибудь им наскучит такое и они тоже смогут сделать решительный шаг в этот мир.

А пока продвигаемся далее. Посмотрим хотя бы на работу «Любители соловьёв». За нее в 1873 году Маковский был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где и привлекла всеобщее внимание восторженных почитателей русского таланта. Великий классик Фёдор Михайлович Достоевский так тогда написал об этом судьбоносном живописном явлении: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».

И, конечно, этот милый сюжет «В четыре руки». Несравненная пара пожилых очаровательных музицирующих супругов элегантного возраста. Она, и сразу это заметно, играет на пианино, совсем не смотря на ноты, а он же, видимо что-то забывая, всё время напряженно вглядывается в разложенные листы. Они играют. Тихо, неспеша, только для себя. Эту картину живописец повторил несколько раз, при этом отображая и насыщая действительность всё новыми и новыми элементами, или же, убирая какие-то из них. Ходишь по выставке и думаешь, что уже только что вот там такое же встречал. Перемещаешься обратно, ан нет, там уже совсем другое. Кошки, собачки, убранство комнаты. Что и говорить, каков же Он - Мастер Владимир Маковский!

Как говорил он сам: «Картина – не слово, она даёт одну минуту, и в этой одной минуте должно быть всё, а нет –нет и картины». Пожалуй, это так. Потому и спустя века смотришь на его полотна и налюбоваться не можешь. Как же они хороши!

Замечательный жанрист Владимир Егорович Маковский творил долго и создал множество полотен. Они хранятся в главных и провинциальных собраниях, имеются и в частных коллекциях. Их ещё будут показывать на Пречистенке почти до Нового года, хотя вроде как говорят о продлении вернисажа до весны 2025. Кто знает?

Поэтому, необходимо поспешать, чтобы быть очарованным таким живописным богатством художника земли русской Маковского. Спасибо Вам, Владимир Егорович! Вы гений! Это несомненно. Мы, ваши поклонники и сегодня сквозь года и века счастливы тем, что вы и ваши работы покоряют и опрокидывают нас. Напрочь. Мы восхищены и преданы Вам. Всегда такими и будем!

Валентин Малютин, журналист