Окончание. Начало читайте А вы готовы к новой пандемии
— Süddeutsche Zeitung: Пандемия спустя год погрузила многие общества в экстремальную ситуацию. Экономика, образование, культура — жизнь встала с ног на голову. Как справляться с эффектом измождения и продолжать надеяться на лучшее?
— В некоторых странах политические руководство честно говорило о тяжелой ситуации — что нужно носить маски, соблюдать дистанцию, ограничения. Это ужасно, что нам все еще приходится просить людей идти на эту жертву. Но это необходимо, чтобы избежать экспоненциального роста инфицирования. США в этом отношении провели плохую работу.
— Но беспокойство сильно растет.
— Терпение людей определенно подорвано. И это поражает все проекции неравенства. Тот, кто живет в маленькой квартире, у кого нет интернета, чья школа не может предложить онлайн-обучение. Нам предстоит очень много работы, чтобы с этим справиться. Даже в лучшем случае потребуется почти целый год, чтобы жизнь снова вошла в привычное русло.
— Наблюдается большой страх вакцинации. Вплоть до конспирологических теорий, в том числе в отношении лично Вас. Это нехватка просвещенности или доверия?
— Фонд знаком с проблемой со всеми ее крайностями уже давно. Во время борьбы с полиомиелитом в таких странах как Пакистан или Нигерия ходили слухи о вакцине, что она не безопасная, приводила к бесплодию у женщин. Нам пришлось обратиться к представителям общества, пользующимся большим авторитетом, зачастую это были религиозные лидеры, и просить их объяснять людям преимущества вакцины. Это большой вызов, когда люди ищут простых решений. Они задаются вопросом, не стоит ли кто-то за пандемией. Плохо, когда неверная информация сдерживает людей от вакцинирования. Потому что тогда эпидемия продлится дольше.
— В своей жизни вы занимались многими болезнями и эпидемиями — прежде всего, в развивающихся странах. Теперь мы впервые видим глобальную катастрофу в сфере здоровья. Какие отличия вы видите между бедными и богатыми?
— Развитый мир должен быть в состоянии использовать цифровые инструменты, такие как веб-сайты или QR-коды и давать людям ясную информацию — куда они могут идти, а куда нет. Он должен быть эффективным при распределении вакцины и точно знать, кто получит свою вторую дозу, кто не прививается и какая необходима коммуникация. Логистический аспект в богатом мире сложнее, чем ожидалось.
— В ежегодном письме фонда вы написали о следующей пандемии. Коронавирус стал новой «нормальностью»?
Абсолютно — в той же степени, как земля извергается, наступают ураганы или происходят изменения климата. Задача правительств защитить своих граждан от этих событий. Уже в этой пандемии были бы большие отличия, если бы было немного больше подготовки. Лучшая способность проведения диагностики дала бы нам возможность быстрее обнаруживать инфицированных и резко сократить число смертей — в особенности, в США. Мы должны извлечь из этого урок.
— Мы это делаем?
— Мы не готовы к следующей пандемии. Я надеюсь, что через два года все будет выглядеть иначе. Вакцины, тесты, медикаменты, эпидемиология, мониторинг — есть многое, что можно сделать.
— Каков политический урок? Пандемия, кажется, скорее способствует национализму и эгоизму, чем взгляду, что такую заразу можно побороть только совместными усилиями.
— Эта пандемия — ужасная, но следующая пандемия может быть в десять раз хуже. То есть необходим глобальный ответ. При разработке вакцины было международное сотрудничество между учеными, компаниями, международными организациями и правительствами. Ни одна страна не смогла бы этого достичь в одиночку. Надеюсь, это будет уроком для борьбы с глобальными проблемами, такими как изменение климата. Оно гарантированно будет в десять раз хуже.В пятницу я поставил первую прививку. В возрасте 65 лет я попал в группу, которую сейчас вакцинируют. Когда подошла моя очередь, я тут же принял решение.