Американцы со своими долгами обходятся очень лихо, что уж тогда говорить о долгах чужих

Фото, открывающее статью, давно устарело. И не только потому, что сумма долга с тех пор выросла больше, чем в полтора раза. Само табло в Нью-Йорке, где всякий мог узнать сколько всему миру должна Америка, закрыто и, кажется, уже навсегда осталось в прошлом.

Да, мы умеем забывать

У нас в стране после дефолта, причём далеко не полного и даже не совсем официального, миновало уже почти четверть века. И сегодня его принято только вспоминать, не транслируя на жестокую реальность и не вспоминая в связи с ним рекордно дефицитный бюджет 2022 года. Впрочем, мы умеем забывать — вот уже почти забыли списанные, а по сути, просто украденные у нас 300 миллиардов «не рублей» из резервов. И позволяем своим финансистам при власти обращаться с новыми резервными отчислениями так, как будто прошлой весной ничего не случилось.

Валюта, которую мы с таким трудом вышибаем за свои рубли, как утекала за рубеж, так и утекает — точнее утекает в нарастающих объёмах. А тут, будьте любезны — дефицитный бюджет. При огромных поступлениях с таможни, при великолепном внешнеторговом сальдо. При колоссальных суммах, которые ушли на налоги у «Газпрома». Загонит ли Россию под дефолт СВО — вопрос открытый, мы же не можем предположить, кого ещё на нас удастся натравить, и чем нам на это придётся ответить. Без ответа никто не останется, это понятно, но именно это и стоит больших денег.

Которые, если кончаются, то и приводят к дефолту. Страну или же конкретные компании. Москва дефолта не ждёт, а вот в Киеве полный дефолт уже давно состоялся де-факто. Впрочем, согласимся с нашим нынешним врагом номер 1 — Украина не Россия, ну а Москва, разумеется, не Киев. Но, что удивительно, о дефолте вдруг заговорили в США. Неужели дело настолько близко к нашей победе?

И ведь заговорили не где-нибудь в прессе — там эта тема всплывает регулярно, причём уже с тех пор, как начался почти неконтролируемый рост американского госдолга. О том, что это когда-то стало конечным и вполне логичным итогом блистательной «рейганомики», американцы предпочитают вспоминать как можно реже. Они же сами в те годы активно субсидировали процветание и никогда не теряли уверенности в том, что страна, если что, с ними за всё расплатится.

Начни перестройку с себя

Сегодня дискуссия о возможности жёсткой разборки с госдолгом, читай — о дефолте, частичном, ограниченном, локальном, неважно, идёт в американских околовластных структурах и уже выплеснулась в Конгресс. И первопричиной стало избрание нового спикера Палаты представителей. Кевин Маккарти, не сказать, чтобы ярый приверженец экс-президента Дональда Трампа, однопартиец — и только.

Но и этого достаточно, чтобы с его подачи вспомнить парадоксальную инициативу ещё из 2017 года тогдашнего хозяина Белого Дома о взаимозачёте американских долгов с долгами американцам. Причём Трамп готов был так или иначе разобраться как с иностранными кредиторами, с МВФ и Всемирным банком, так и даже, о ужас — с гражданами США. Похоже, он прекрасно понимал, что для этого у страны есть и средства, и реальные возможности.

Более того, Трамп наивно верил, что расчёт по долгам тут же укрепит доверие не столько собственно к Штатам, сколько конкретно — к республиканцам у власти. И это если не задвинет в небытие партию демократов, как когда-то либералов в Англии, то надолго лишит их даже намёков на равенство с республиканцами. Но не тут-то было. Прессе, особенно деловой, которая уже давно под контролем демократов, тут же была дана команда - идею «замять», напирая на принцип — «мои долги, моё богатство».

На идею при этом никак не откликнулся, прежде всего, финансовый сектор, который Трампу удалось на время только подвинуть, но не сместить с вершин власти в пользу реальной экономики. Сегодня кто-то из конгрессменов даже не исключает, что именно эта идея предопределила поражение, пусть сомнительное, Трампа на президентских выборах-2020. Что ж, настоящий должник и должен априори находиться в более выгодном положении, чем его кредиторы.

Тем не менее, тема возможного дефолта США всплыла снова, как только у республиканцев появились намёки на какую-то реальную власть. Многие финансисты на всякий пожарный запустили всё в той же деловой, значит — демократической прессе публикации в тему - что стоит знать о возможном дефолте США. Их перепечатки уже несложно найти и в рунете.

И пусть всё это напоминает плохонький, главное — чтобы не слишком захватывающий блокбастер. На дворе XXI век, то есть эпоха «всесильного пиара». Не случайно, в первую очередь речь ведётся не о способах и средствах для расчёта, а о том, каким вообще может быть американский госдолг.

Уже не дефолт, ещё не импичмент

И в который раз публике напоминают, что не страшен чёрт, как его малюют. Идут в ход и непременные сравнения размеров госдолга с американским ВВП, и почти трагические сентенции о том, что на доллар сегодня ведётся ожесточённое наступление со всех сторон. Через рубль, юань, рупию, загадочный брикси и даже гипотетический алтын-евраз.

Итак, и тут потолок, как с ценами на русские нефть и газ. Потолок американского госдолга ещё до «после Трампа», как известно, замораживали, но эта операция завершилась уже в 2021 году, когда с повестки дня ещё не ушла пандемия. Из-за последней, кстати, долг заметно вырос, невзирая на «заморозку» - публику надо было якобы спасать, а конкретнее — заткнуть рты особо недовольным. Республиканцы в Сенате, памятуя о сомнительном опыте Трампа, повысить потолок не давали, и тогда как раз и всплывало это страшное слово — дефолт.

Повышать потолок пришлось временно, да и то, посредством прямого указа нового главы государства — Джо Байдена. Сейчас ситуация снова обернулась в пользу республиканцев — смелую бабушку Пелоси сменил Кевин Маккарти, и о новом повышении потолка, кажется, придётся забыть. Дефолт по сравнению с идеей импичмента, которая теперь так и носится в воздухе — действительно, какой-то пустяк.

Впрочем, не стоит забывать, что это нижняя палата у американских законодателей и законотворцев стала республиканской - «красной», наверху в Сенате по-прежнему преобладает цвет «синий» - демократический.

Президенту Байдену в этот уже предвыборный год, конечно, станет сложнее. Но хотя у него и в родной партии немало недоброжелателей, опасаться импичмента можно только при сценарии совсем уж полной недееспособности. В крайнем случае, можно и просто уступить президентское кресло вице-Камале, по фамилии Харрис, а ещё лучше сначала сменить её на кого-то более подходящего. Зачем в США из чулана вытащили такую страшилку, как «дефолт», понять несложно — нужны новые средства на расходы, в том числе и в первую очередь, военные. А с хорошего перепугу кто только не раскошелится. Не только лояльные граждане, но и отнюдь не лояльный бизнес.