А мог ли Казахстан, "отстёгнутый" от Союза, дать старт его реальному воссозданию

Часть 1

После развала СССР перед Казахстаном встал вопрос: оставаться в зоне действия нового рубля, созданного Россией, и полностью зависеть в денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, социальной и внешнеэкономической политике от нее, или создать свою валюту. Помимо этого, многие бывшие советские республики уже ввели в обращение свои национальные валюты, в России прошла денежная реформа по обмену старых рублей на новые, все это вызвало неконтролируемый сброс денег старого образца в Казахстан, что стало одной из причин гиперинфляции и снижения уровня жизни населения.

Творог по 200 тысяч и секретная операция

В начале 1992 года в Казахстане разработали «Стратегию становления и развития Казахстана как суверенного государства», и это был первый трехлетний общегосударственный план. В этой стратегии республика объявила о намерении ввести национальную валюту, но с оговоркой: рассматривать этот вопрос будут только после выхода из кризиса и стабилизации экономики.

«Советский рубль рассматривался как общая валюта переходного периода, потому что тогда мы еще не были готовы к переходу на новую валюту. К тому же все расчеты при товарообмене производились в рублях. И российское руководство обещало на какое-то время сохранить рублевое пространство. Однако в России появились люди, которые хотели поставить нам условия: или постоянно оставайтесь в рублевой зоне или мы разрушим вашу экономику», - писал в своей книге «Казахстанский путь» первый президент Нурсултан Назарбаев.

До первой половины 1992 года деньги из Центрального банка России Казахстан получал бесплатно, а потом, после разделения бюджетов, рубль уже пришлось покупать, и тогда страна сразу ощутила дефицит наличности. Казахстану пришлось брать рубли «в кредит», позднее Россия выставила счет на $1,5 млрд долга. Его удалось списать только через несколько лет, при расчетах за космодром «Байконур». Платежная система страны функционировала только через корреспондентский счет казахстанского Нацбанка в Москве. В некоторых случаях переводы и платежи шли более полугода. К Центробанку России перешли все функции Госбанка СССР, и только Россия могла осуществлять эмиссию денег и денежное обеспечение всех союзных республик, но распределяла деньги не по их потребностям, а по своему усмотрению.

Казахстан изначальнобыл за сохранение рублевой зоны на какое-то время: на платежах в рублях была завязана деятельность практически всех предприятий, а для ввода национальной валюты нужны были время и значительные средства. Однако Россия стала сдерживать выделение наличных денег Казахстану, к весне 1992 года страна перестала получать деньги.

А всего через год, в мае 1993 года, российское правительство и вовсе прекратило техническое кредитование стран СНГ. Когда в 93-м году Центральный банк России начал вводить банкноты нового образца, Казахстан заверили, что это – валюта рублевой зоны и что одномоментного обмена банкнот СССР образца 1961-1992 годов не будет.

Однако новые банкноты Казахстан в итоге не получил, а к июню 1993 года переговоры с российским правительством по созданию рублевой зоны окончательно зашли в тупик. Казахстану предлагали «воссоздать тот же механизм манипулирования с помощью рублевой наличности – только уже с зависимостью от национальной валюты России».

«…в результате переговоров между президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и председателем Центрального банка России Виктором Геращенко так и не было найдено оптимального решения проведения денежной реформы в Казахстане. Таким образом, возлагавшиеся на встречу надежды, что она внесет определенность в ситуацию в финансовой сфере и решит ключевые вопросы взаимоотношений России и Казахстана в вопросах денежной политики, не оправдались.

Единственным конкретным результатом встречи стало решение создать рабочую группу на уровне начальников управлений национальных банков Казахстана и России – в течение недели им предстоит детально рассмотреть все возможные варианты решения проблемы обмена купюр. (…) Отсутствие реальных результатов встречи очевидно вызвано невозможностью провести в ближайшее время в Казахстане переход на российские деньги. Стало известно, что Нацбанк республики не имеет достаточного количества новых российских купюр», - газета «Панорама», 21 августа 1993 года.

Казахстанцы вспоминают, что это был период «космических» цен на продукты, очередей за хлебом, пустых полок в магазинах и неопределенности. В то время казахстанская социально-экономическая ситуация ухудшалась. Темпы спада производства за первое полугодие 1993 года замедлить не удалось, наблюдалось «усиление кризисных процессов», нарастала макроэкономическая нестабильность, резко сократилась инвестиционная деятельность, усиливалась разбалансированность денежного обращения, а уровень инфляции оставался высоким. К примеру, в 1992 году гиперинфляция составила 3000%, в 1993-м была 2265%.

- Перед обменом рублей на тенге был период, когда продукты выдавали по талонам, были перебои с хлебом, такого, как сейчас, – пошел в любое время в магазин и купил хлеб, – не было, - говорит жительница города Есик Алматинской области Наталья Катунцева.

Жительница села Еркин Гуля вспоминает, что перед вводом национальной валюты «все продукты, вся живность стали стоить огромных денег». Например, литр сметаны стоил 100-200 тыс. рублей, килограмм творога – 200 тыс. рублей. Для простых людей, как она говорит, это было очень дорого.

Другая жительница этого села, Алма, рассказала, что из-за того, что рубль сильно обесценился, купить что-то на эти деньги было уже практически невозможно.

- Помню, я получила отпускные – полную сумку денег, 600-700 тыс. советских рублей. Я не знала, что на них купить. За 300 тыс. купила коляску детскую. А когда мы уже перевели в тенге, она стоила копейки – 50 тенге, - говорит она.

Решив ввести свою валюту, Казахстан стал рассматривать три варианта: введение банкнот казахстанского рубля номиналом 5, 10 и 50 тысяч рублей с их производством в России; введение промежуточной национальной валюты на 1-2 года, после – введение настоящей национальной валюты параллельно рублю; прямое введение тенге. В конечном итоге был выбран последний вариант, и в феврале 1992 года Назарбаев поставил перед Национальным государственным банком соответствующую задачу, несмотря на тяжелый период: масштабный спад производства, разрыв экономических связей, коллапс денежно-кредитных отношений между бывшими союзными республиками.

Продолжение слпедует