В Тегеране и при новом президенте не надеются на возвращение к соглашению по атомной программе

Администрация Байдена не готова возобновить переговоры с Ираном о возобновлении СВПД при новом президенте Ирана, заявил представитель совета национальной безопасности Белого дома на пресс-конференции в понедельник.

Когда его спросили, готов ли Вашингтон возобновить переговоры с Ираном по возрождению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) с избранием нового президента Ирана, который, похоже, больше выступает за участие в переговорах с Западом по сравнению со своими консервативными предшественниками, Джон Кирби ответил прямым “нет”.

Когда Кирби попросили говорить громче, он добавил, что поддержка Ираном групп Сопротивления в Западной Азии и предполагаемые – и отвергнутые – поставки беспилотников России для использования в войне на Украине означают, что США не могут возобновить переговоры с Ираном о возобновлении СВПД, соглашения, которое касается исключительно ядерной программы Ирана и обещает снять санкции с Тегерана, если он ограничит свою ядерную деятельность.

СВПД был подписан в 2015 году Ираном и группой стран "5+ 1", а именно Соединенными Штатами, Великобританией, Францией, Германией, Китаем и Россией. Сделка была расторгнута в 2018 году администрацией Дональда Трампа, которая восстановила санкции против Ирана в рамках “кампании максимального давления”.

Джо Байден раскритиковал Трампа за этот шаг во время его президентской кампании, заявив, что начнет переговоры с Тегераном, чтобы возродить ядерный пакт. После победы Байдена было проведено несколько раундов переговоров. Однако сделка вот-вот умрет.

Почему СВПД всё ещё работает на системе жизнеобеспечения?

Различные группы склонны возлагать вину за текущее состояние СВПД на разных участников. Некоторые утверждают, что Иран несет большую ответственность по сравнению с США, включая одну из двух основных политических фракций западноазиатской страны, реформистов. Недавно избранный президент Ирана Масуд Пезешкиан обычно ассоциируется с этой фракцией, хотя он заявил, что не принадлежит ни к какой конкретной политической группе.

Пезешкиана поддержали деятели-реформаторы, которые ранее поддерживали Хасана Рухани в его успешной президентской кампании 2013 года, что в конечном итоге привело к подписанию СВПД.

Часто помимо Пезешкиана во время его предвыборной кампании появлялся Мохаммад Джавад Зариф, министр иностранных дел Рухани. Зариф поставил свою карьеру на СВПД и столкнулся с негативной реакцией, когда Дональд Трамп разрушил его в 2018 году.

В своих выступлениях во время своего трёхлетнего отсутствия в правительстве Ирана бывший высокопоставленный дипломат часто критиковал своих консервативных соперников за "упущение" возможностей для возобновления сделки.

Находясь вдали от министерства иностранных дел, Зариф высмеял иранских чиновников за ожидание “суровой зимы”, чтобы увидеть, как Запад сдвинется с места, ссылаясь на противоречивое предсказание иранского эксперта, который сказал через несколько месяцев после начала правления администрации Раиси, что война России на Украине вынудит Запад смягчить санкции в отношении Ирана из–за внезапной нехватки газа, вызванной запретом поставок российских энергоносителей в Европу.

Зариф повторил свои обвинения, когда появился на национальном телевидении в качестве советника Пезешкяна во время политического круглого стола в июне. Он сказал, что принятый парламентом в 2020 году закон, обязывающий правительство и должностных лиц, отвечающих за ядерную энергетику, сократить обязательства Ирана по СВПД, сделал невозможным возобновление сделки.

“Одной из сил, которая пыталась помешать возрождению СВПД, был Израиль, который убил [ведущего ученого-ядерщика] мученика Фахризаде. Другой [силой] был Стратегический план действий”, - сказал он, добавив, что в течение последних шести месяцев президентства Рухани у Ирана было несколько шансов активизировать сделку 2015 года, но эти усилия были сорваны парламентом, в котором доминируют консерваторы.

Окончание следует