Побережье Макрана - магистраль развития торговли Ирана не только с Россией и Индией

Макранское побережье образует путь сообщения между Ираном и открытыми водами Индийского океана. Порт Чабахар, единственный иранский океанский порт в Макранском заливе, обладает большими возможностями для реализации геоэкономических преимуществ страны и развития торговых отношений с Россией и Индией.

Это преимущество, наряду с членством Ирана в БРИКС, может помочь определить общие интересы с этими странами и вхождение Ирана в азиатскую цепочку поставок.

Согласно пятилетнему плану развития зон Макрана, к 2027 году на этот регион должно приходиться 5% Валового внутреннего дохода страны. Кроме того, в рамках этой программы планируется развитие телекоммуникационной и логистической инфраструктуры, погрузка и транспортировка 15 миллионов тонн грузов в год из портов региона, создание 5 зон экономического развития, а также обеспечение 2,5% Валового внутреннего дохода Макрана за счёт предоставления международных финансовых услуг. В настоящее время в регионе Макран работают 8 портов, и порт Чабахар важен с точки зрения своего стратегического расположения на пути с севера на юг и возможности принимать океанские суда. Ниже мы рассмотрим роль развития побережья Макрана в экономических отношениях Ирана с этими двумя странами.

От геополитического удушья до зависимости Индии от прибрежных портов Макрана

С одной стороны, проблемы Индии в отношениях с Пакистаном и Китаем, а с другой — недавние изменения, произошедшие в Бангладеш, привели к смене правительства и изолировали Индию с точки зрения наземных маршрутов, усилив её стремление развивать свои морские преимущества. Благодаря своему стратегическому расположению и доступу к ключевым портам Индии, зона Макран обеспечивает прямое и активное деловое общение.

Индийские инвесторы могут использовать эти регионы в качестве базы для выхода на более широкие рынки Ближнего Востока и Центральной Азии. Кроме того, Макранский регион может стать ориентиром для поставок энергии и сырья, необходимых для развивающейся экономики Индии. Согласно статистике за 2022–2023 годы, Индия импортировала нефть из России на 31 миллиард долларов. Завершение строительства и расширение иранских нефтепроводов от портов Каспийского моря до побережья Макрана поможет сократить расходы на транзит энергоресурсов между двумя странами.

Развитие побережья Макрана может привести к расширению промышленного и технологического сотрудничества между Ираном и Индией. Создавая коммерческие и промышленные свободные зоны на этих побережьях, индийские компании могут сотрудничать в рамках совместных проектов с Ираном и получать выгоду от новых рынков. Двусторонняя торговля между Индией и Ираном в 2022–2023 финансовом году составила 2,33 миллиарда долларов, что на 21,76% больше, чем в предыдущем году. За этот период экспорт Индии в Иран составил 1,66 миллиарда долларов (рост на 14,34%), а импорт Индии из Ирана — 672,12 миллиона долларов (рост на 45,05%).

Украинский кризис и изменения на рынке российской продукции

Кризис на Украине и экономические санкции Запада против России и транзитных маршрутов этой страны изменили рынок сбыта российской продукции из Европы в другие регионы и страны, такие как Индия, Китай, Центральная Азия и Африка. Кроме того, транзитные санкции, введённые против России, желание этой страны активизировать коридор «Север-Юг», чтобы синхронизировать транзитные маршруты с изменением рынка сбыта российской продукции из открытых вод Макранского побережья. Из-за блокировки Черноморского маршрута во время украинского кризиса Индия и Россия стали использовать порт Чабахар для транзита товаров и энергоносителей, что значительно снижает транспортные расходы.

Коридор «Север-Юг» — это мультимодальный маршрут, который может соединить Мумбаи в Индии с Хельсинки в Финляндии. Этот коридор, проходящий через Иран, соединяет экономики Индии и России. Время в пути по этому маршруту составляет от 25 до 30 часов, а его стоимость оценивается на 30% ниже, чем у традиционных маршрутов.

Продолжение темы в следующих выпуска