Почему у финансовых властей России нет необходимости цепляться за крепкий рубль

В октябре рубль вошел в тройку самых подорожавших валют: он прибавил 2,9% к доллару США, обогнав чилийский песо с его более скромным результатом в 2,4%. Сильнее целкового оказался только казахстанский тенге, подросший на 3,6%. Банк России в резюме обсуждения ключевой ставки в качестве основных причин укрепления нацвалюты назвал жесткую денежно-кредитную политику, а также ограничения на импорт, меньший спрос на иностранные активы и продажу средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Многие сегодня задаются вопросом, а может ли рубль стать самой успешной валютой 2025 года? Таким рубль назвал спецпредставитель президента РФ, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев в своем обращении по итогам третьего дня переговоров в США.

Ответ важен, особенно если учесть, что до конца декабря осталось менее двух месяцев, а наш целковый уже более полугода держится вокруг отметки в 80 рублей за доллар.

Дмитриев попытался раскрыть глаза американской стороне на истинное положение отечественной экономики, которая, по его словам, чувствует себя хорошо. В прошлом году она выросла более чем на 4%, у нашей страны очень скромный государственный долг и, вот, весьма устойчивая валюта. Очевидно, что слова Дмитриева являются прямым ответом на заявления целого ряда американских политиков о плохом состоянии дел в России.

В частности, даже президент Дональд Трамп в конце сентября в ходе попытки уговорить Турцию отказаться от закупки российских углеводородов заявил, что наша экономика на фоне конфликта на Украине «катится к чертям». И ещё летом большинство аналитиков утверждало, что осенью рубль будет слабеть, и в сентябре казалось, что прогнозы сбываются.

Однако в октябре он начал реагировать на тревожные для рынков новости парадоксальным образом, укрепившись на фоне разговоров о поставке ракет «Томагавк». Зато от новостей о возможной встрече в Будапеште лидеров России и США и идее строительства инфраструктуры через Берингов пролив на Аляску он явно расстроился, хотя еще в августе аналогичного плана события его вроде бы вдохновляли.

Рубль в текущем году действительно преподнес сюрприз: национальная валюта демонстрирует устойчивое укрепление, заставляя экспертов и инвесторов искать объяснения столь резкому повороту.

На фондовом рынке ходят упорные слухи — мол, за этим стоит приток капитала, связанного с окружением Дональда Трампа, который якобы через «серые» схемы начинает возвращаться на российский рынок. Особенно активный интерес, по этим версиям, проявляется к дивидендным бумагам российских нефтяных компаний и крупных банков, а также, конечно, к облигациям федерального займа (ОФЗ), которые в России дают хороший доход.

Однако за громкими слухами легко упустить реальные, структурные причины успеха рубля. Их, по сути, две — и обе носят сугубо политэкономический характер. Но о них уже в моём следующем комментарии.