Разрыв экономических отношений Украины с Россией стали стимулом к реанимации одного из вариантов глобальных маршрутов в центре Азии. Точнее в районе Каспия. Речь о так называемом Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТКТМ), идеи переформатирования которого обсуждались на инвестиционном форуме «ЕС – Центральная Азия» в конце ноября в Ташкенте.
Форум с участием делегаций из ЕС и пяти стран Средней Азии – Казахстана, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии (без присутствия Турции и Азербайджана), отнюдь не был узко ориентирован на данный проект. Показательно, что среди итоговых документов вполне представительного форума не оказалось даже формальной бумаги, в которой бы фигурировал проект ТКТМ. Однако без этой «базовой темы» любые дискуссии о возможностях конкуренции с другими вариантами транспортировки грузов из Европы в Китай и обратно оказались разговорами в пользу бедных.
Напомним, проект ТКТМ соединяет Китай с Европой через Центральную Азию, Каспийское море, Южный Кавказ, Турцию и Чёрное море и был изначально зачислен в список перспективных альтернатив российскому Восточному полигону ж/д сети – Транссибу и БАМу. На данный момент по нему переваливают 3,3 млн тонн ежегодно, рассчитывая к 2030 году нарастить объёмы до 10 млн тонн. Для сравнения: через Восточный полигон проходит 280 млн тонн грузов (с учетом внутрироссийских перевозок).

Маршрут, открытый в 2017 году с немалой помпой, к настоящему времени так и не вышел из зоны убыточности и финансово поддерживается только прямыми участниками. О каких-либо внятных формах финансирования со стороны ЕС или Китая данные в прессу уже не первый год не поступают. Поэтому понятно, что делегации из ЕС и пяти государств Средней Азии собрались не просто, чтобы напомнить о том, что проект жив, но и двинуться в сторону возрождения интереса к ТМТМ.
Оценивая перспективу возрождения проекта, участники саммита в столице Узбекистана вели речь о потенциальных сторонних участниках и партнёрах, с расчётом на которых проект несколько лет назад стартовал. Причём стартовал в обстановке не совсем обоснованной эйфории, хотя и тогда ещё не предполагались прямые инвестиции ЕС. Однако в пакете с китайскими капиталовложениями масштабное финансирование проекта со стороны европейцев смотрелось более чем реально. Не случайно интерес к участию в проекте в его начальной стадии проявили также Азербайджан и Грузия.
Не дожидаясь, что проект оформится в нечто более конкретное, представители Баку, Тбилиси, Астаны и Киева ещё восемь лет назад подписали в азербайджанской столице протокол об установлении льготных тарифов на перевозки грузов по Транскаспийскому маршруту. Первый тестовый контейнерный поезд из украинского Ильичёвска к казахстанско-китайской пограничной станции Достык отправился всего через день после подписания протокола.
Окончание следует
