Пивовары констатируют, что потребление пива в России достигло рекордного минимума. Объем продаж пива "Балтика" упал на 17%, а Heineken на 9%. Пивной рынок России сокращается на 10% в год и оснований для оптимизма у производителей нет.
Объем первичных отгрузок "Балтики" по итогам 2015 года снизился на
17% по сравнению с 2014 годом из-за сокращения складских запасов
дистрибьюторов, следует из финансовой отчетности "Балтики" (входит в
Carlsberg Group). Продажи стремительно смещаются из канала традиционной
торговли в современные форматы, объясняют в компании, кроме того, растет
популярность дешевых локальных брендов. Доля "Балтики" на российском
пивном рынке в прошлом году сократилась на 2,1 процентного пункта до 34,7% (по
объему), в деньгах она составила 35,6%. Комбинация серьезных внешних и
внутренних факторов оказала отрицательное влияние на результаты
"Балтики".
"В России негативное влияние на общую конъюнктуру пивного рынка оказывали
непростые условия торговли и низкий уровень потребительской активности, что
привело к сокращению объема продаж компании Heineken в пределах 7-9%", —
говорится в сообщении Heineken. Компания раскрывает объем продаж пива в
регионах Африки, Ближнего Востока и Восточной Европы, он снизился на 2%, до
35,9 млн гектолитров. Heineken подчеркивает, что быстрее средних продаж по
рынку росли продажи премиальных брендов компании — Amstel Premium Pilsner и
Krusovice.
Продажи пива пикируют
Общее падение объема пивного рынка в 2015 году составило 10%, примерно на 9%
рынок упал в IV квартале 2015 года, оценивает "Балтика". В Heineken в
прошлом году говорили об аналогичных темпах сокращения рынка в России — на
8-9%.
Ключевыми драйверами падения рынка стали продолжающееся ухудшение общей
макроэкономической ситуации, девальвация рубля и рост продовольственной
инфляции, говорится в отчетности "Балтики". Кроме этого, уже не
первый год существенное влияние на рынок оказывают усилившееся законодательное
давление, в том числе дополнительные региональные ограничения в области продаж
и высокая ставка акциза на пиво. Добавляет негатива и внедрение системы ЕГАИС.
Хотя крупные производители алкоголя начали осваивать систему еще лет 5 назад,
этот год начался с проблем в программе. Перебои в ее работе в январе привели к
проблемам с отгрузками пива.
"Прошедший год был сложным для всей пивоваренной отрасли, негативные
тенденции усилились, а падение рынка продолжилось, причем темпы падения
нарастают. Потребление пива на душу населения в России достигло рекордного
минимума за последние 12 лет", — приводятся в сообщении слова Яцека
Пастушки, президента ООО "Пивоваренная компания "Балтика" и
старшего вице-президента Carlsberg Group по региону Восточная Европа.
Без надежды на рост
По данным Росстата, падение продаж пива в Петербурге в 2015 году составило
17,1%, в городе было продано 17,9 млн дал пива. За последние 5 лет продажи
сократились более чем вдвое.
Ожидать роста рынка или хотя бы его стагнации в обозримом будущем не стоит, реалистично смотрят на ситуацию пивовары. Падение покупательной способности продолжается, экономия потребителей входит в привычку, а законы в отношении производителей пива только ужесточаются. В частности, несмотря на все усилия пивоваров, в органах госвласти продолжается обсуждение таких инициатив, как запрет или ограничение ПЭТ-упаковки для пива.
"Впереди нас ждет еще один непростой год. По нашим прогнозам, рынок пива продолжит снижение. В таких условиях мы будем фокусироваться на том, чтобы остановить падение объемов продаж и прибыли, мы приложим максимум усилий для поддержания наших лидерских позиций, в частности с помощью хорошо сбалансированного портфеля сильных международных и локальных брендов, а также эффективных операций", — говорит Яцек Пастушка.