
В 1932-1935 годах военные и государственные деятели, в том числе, Иосиф Виссарионович Сталин и председатель Совета народных комиссаров, министр иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов систематически присутствовали на испытаниях орудий. К 1935-ому году в различных стадиях разработки одновременно находилось более 10-ти типов его систем различного назначения и калибра (от 37 до 500-мм):АПК калибром от 37 до 108 мм для вооружения самолётов; 37-мм противотанковое ружьё 14-К (РК) и 76 мм пушка СОК для самоходной артиллерийской установки, полевые пушки калибром от 76 до 122 мм для стрелковых подразделений (лёгкая ротная мортира ЛМК, батальонная пушка БПК и горные пушки ГПК); самоходные пушки и гаубицы калибром от 76 до 305 мм на мотоциклах, автомашинах, танкетке Т-27 и танке Т-26; катерная пушка КПК и спаренные морские артиллерийские системы калибром от 152 до 305 мм для вооружения кораблей Военно-морского флота, а также железнодорожные артиллерийские системы на 50-ти тонной платформе калибром 203 мм и 305 мм для использования в береговой обороне. Для испытаний пушек рядом с подмосковным городом Красноармейском в 1935 году построили Софринский испытательный полигон. Функционирующий по сей день для военно-промышленного комплекса нашей страны. Правительство высоко оценило заслуги Генерального конструктора в развитии промышленности, науки и техники и в 1932-ом году за создание новых типов артиллерийского вооружения Армии Курчевский был награждён орденом Красной Звезды.
В декабре 1933 года по приказу Наркома тяжёлой промышленности К. Г. Орджоникидзе вместо ОКБ № 1 ГАУ РККА в составе Наркомата было организовано Управление Уполномоченного по специальным работам, в состав которого вошли закрытые секретные заводы № 38 и Государственный машиностроительный № 8 в Подлипках. Руководил ими Курчевский. Его полномочия были сравнимы с полномочиями заместителя министра. Новое предприятие занималось сухопутным, авиационным и морским вооружением, самолётостроением и моторостроением, созданием боеприпасов для ДРП и стрелковым вооружением.
В 1932-1935 годах на Курчевского работали практически все артиллерийские заводы страны, на которых в общей сложности было изготовлено более 5000 единиц безоткатных орудий различных калибров и модификаций, из которых к концу 1935 года в войска было передано 841 орудие. Многие из них вплоть до конца 1930-х годов состояли на вооружении Красной Армии.
В конце 1933 года Правительство Советского Союза приняло решение о вооружении крупнокалиберными безоткатными пушками Курчевского частей береговой обороны Военно-Морского флота, эскадренных миноносцев и небольших кораблей, а также подводных лодок.При этом особое место в борьбе с броненосцами противника отводилось 305-мм орудиям дальностью стрельбы до 13,7 км, которыми должны были оснащаться эсминцы. В августе - сентябре 1934 года такое орудие успешно прошло испытание сначала на морском артиллерийском полигоне под Ленинградом (показав при выстреле откат в 40 мм), а затем в Балтийском море на эсминце «Энгельс». Кроме этого 305-мм орудие было установлено на эсминце «Карл Маркс».
В середине 1930-х годов Леонид Васильевич разрабатывает, изобретает и испытывает санитарный самолёт, винтовку с оптическим прицелом, сенокосилку, модернизирует автомашину ГАЗ-АА, переделав её в арктический вездеход и в туристический автомобиль. В 1936 году по заказу Севморпути построил арктический аэровездеход с воздушным винтом «С.2.», который долго успешно использовался в районах Крайнего севера.
В конце 1935 года на секретном совещании с ведущими конструкторами артиллерийских систем маршал советского Союза Михаил Николаевич Тухачевский подверг резкой критике качество находящейся в войсках классической полевой артиллерии и предложил перевооружить все сухопутные части Красной Армии на безоткатные пушки Курчевского. Зависти недоброжелателям и конкурентам Тухачевского и Курчевского не было конца, и против них была организована жестокая опала.
12 января 1936 года знаменитый завод № 38 с проверкой посетили Главнокомандующий ВВС Я.И. Алкснис и назначенный главным инженером Главного управления авиапромышленности Наркомтяжпрома А.Н. Туполев. 21 января 1936 года Председатель Совнаркома В.М. Молотов получил служебную записку, в которой предлагали снять пушки АПК-4 Курчевского с производства какнебоеспособные. При участии Орджоникидзе, Ворошилова, Тухачевского, Алксниса, Туполева и Григоровича было принято решение о развертывании производства скорострельной 20-мм пушки ШВАК Героя Социалистического Труда, Лауреата трёх Сталинских премий (в последствии) Бориса Гаврииловича Шпитального для вооружения самолетов Григоровича и Туполева.
В феврале 1936 года после смерти 21 февраля 1936 года Орджоникидзе появилось решение ЦК ВКП (б), согласно которому возглавляемое Курчевским Управление Уполномоченного по специальным работам Наркомтяжпрома было ликвидировано, Завод № 38 был передан Заводу № 8. Курчевский был переведён на должность конструктора, лишив его возможности модернизировать и изобретать. На такое решение повлияли большие потери вооружений Советской Армии в Испании. Танки и истребители фашистской Германии тогда были вооружены гораздо мощнее и эффективнее, боеспособнее советских и, конечно, испанских.
Военное руководство Советского Союза окончательно решило отдать предпочтение вооружению своих самолётов классической 20 мм пушкой ШВАК. Следствием этого вероятно стало появление в конце 1936 года Постановления Совета Труда и Обороны об отнесении не только авиационных пушек, но и всех артиллерийских систем Курчевского к разряду конструктивно недоработанных, после чего все опытные работы по ним были свёрнуты, производство динамо-реактивных орудий признано нецелесообразным. В результате все поступившие на вооружение Армии пушки Курчевского со временем были бездумно изъяты из воинских частей, а их техническая документация уничтожена.
12 июня 1937 года был расстрелян обвинённый в заговоре против страны Маршал Тухачевский, а через три дня арестован и конструктор Курчевский. 25 ноября 1937 года Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговорила «Курчевского Леонида Васильевича к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества. Приговор окончательный, на основании закона от 1 декабря 1934 года приводится в исполнение немедленно». Л.В. Курчевский 26 ноября 1937 года был расстрелян. Прах его был погребён в общей могиле № 1 на Донском кладбище в Москве.
Сегодня достоверно известны фамилии всех людей (в том числе и судей), причастных к организованному убийству Курчевского, на основании полученных его дочерью Ириной Леонидовной документов из следственного дела. Но они были лишь усердными исполнителями убийства Курчевского, а вот заказчиками этого преступления, к сожалению, оказались высшие руководители партии и государства, подписавшие в ноябре 1937 года расстрельный список, в котором в котором под номером 64 значится: «Курчевский Леонид Васильевич». Так они решили откреститься от деятельности военного конструктора, которого длительное время опекали и поддерживали. Определением Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 18 февраля 1956 года Л.В. Курчевский был полностью реабилитирован посмертно.
Чрезмерное увлечение руководителей страны одним направлением вооружений без обеспечения серьёзной инженерно-технической базой пагубно отразилось не только на трудовом поприще Курчевского, но и на вооружении нашей страны. Артиллерийский конструктор, Лауреат четырёх Сталинских премий, Герой Социалистического Труда Василий Гаврилович Грабин рекомендовал Маршалу Тухачевскому в июне 1935 года: «Безоткатные пушки могут и должны найти широкое применение, но только как пушки специального назначения. … Требуется разумное сочетание динамо-реактивных пушек и классических орудий, а не огульное исключение классических». Это было подтверждено стратегией германской армии, в которой на вооружение воздушно-десантных и горных частей были приняты созданные фирмой «Рейнметалл» безоткатные орудия образца 1940-го года калибром 75 мм. Их тактико-технические характеристики аналогичны 76-мм батальонным пушкам Курчевского (БПК). В сочетании с появившимися у немцев в конце 1941 года кумулятивными снарядами эти пушки стали эффективным оружием в борьбе с нашими танками.
Труд Курчевского не остался бесследным. Его идеей вооружать самолёты безоткатными пушками для поражения маломанёвренных целей в 1943 году воспользовались итальянцы, а в 1944 году – американцы. Пушки Курчевского участвовали в зимней войне СССР с Финляндией 1939-1940 годов,в которой финским войскам удалось захватить безоткатное 76-мм орудие.
Плоды труда Курчевского нашли своё место в работах конструкторов в области артиллерийского вооружения и в нашей стране. Без него спустя 20 лет вряд ли были бы созданы Грабиным динамо-реактивная пушка С-103 калибром 420-мм, Шавыриным гладкоствольные безоткатные орудия с уширенной каморой Б-10 и Б-11 калибра 82 и 107 мм, а Силиным - станковый противотанковый гранатомёт СПГ-9. Однако имя Курчевского, первопроходца отечественной безоткатной артиллерии, до середины 1960-х было вычеркнуто из истории артиллерийского вооружения.
Сейчас о Л.В. Курчевском подробно рассказывается не только в появившихся многочисленных публикациях. Ему посвящены экспозиции в залах нескольких российских музеев: Музея узников Соловецкого лагеря особого назначения Соловецкого Музея-заповедника, Музея завода имени Калинина (бывшего завода № 8 в Подлипках) в Екатеринбурге, Музея Софринского испытательного артиллерийского полигона в Красноармейске, состоявшаяся весной 2019 года в Центральной городской библиотеке имени А.П. Малашенко выставка «Пушки Леонида Курчевского» и осенью 2018 года в Москве в Сахаровском центре и в непосредственной близости от проходной бывшего завода № 38 в Подлипках, которым руководил Курчевский в Городской библиотеке на улице Грабина в городе Королёве Московской области.
Помнят о Леониде Васильевиче Курчевском и на его родине в городе Переславле-Залесском. В фондах Переславского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника с 1985 года хранятся и периодически экспонируются документы и фотографии о жизни и деятельности Курчевского (переданные музею его дочерью Ириной Леонидовной). Имя Курчевского включено в список «Замечательные люди Переславля-Залесского» на Городском сайте Переславля, а на сайте «Переславская Краеведческая Инициатива» в разные годы было опубликовано девять статей о Л.В. Курчевском.
Но если вы приедете в город у озера Плещея, то вряд ли найдете здесь какую-либо мемориальную табличку с именем талантливого конструктора оружия, а уж об именовании какой-либо улицы, переулка, проулка в его честь и говорить не приходится. Жаль, что так!
Леонид Васильевич - безусловно, незаурядная личность, исключительно одарённый, жизнерадостный человек, талантливый изобретатель широкого профиля. Правдивы слова Заслуженного ветерана труда Российской космической корпорации «Энергия» Сергея Андреевича Худякова в том, что «Курчевский обогнал своё время! Несовершенные технологии 1930-х годов не позволяли его безоткатным пушкам при отсутствии в стране кумулятивных снарядов успешно конкурировать в те годы с классической артиллерией!»
Яков Мухин
(Окончание. Начало см. за 24 октября 2023г.)