Россия попала под ещё один отчётливо дозированный и пока только политический конфликт

Споря с Кремлем, азербайджанские власти пытаются набрать очки и внутри страны, и на международной арене. Но все это лишь в той мере, которая позволяет сохранить Россию в качестве важного экономического партнера. За считаные дни неожиданный конфликт Азербайджана с Россией вышел на уровень напряжения, ранее невиданного в отношениях двух стран. После того как в Екатеринбурге по обвинениям в убийствах 15-летней давности задержали и избили несколько десятков азербайджанцев, что привело к смерти двоих из них, Баку отреагировал с нетипичной для постсоветских режимов резкостью.

Азербайджанские власти не только обвинили российских силовиков в преднамеренном убийстве своих граждан, но также отменили все связанные с Россией культурные мероприятия, провели обыски в бакинском офисе агентства Sputnik, задержали его сотрудников и еще нескольких попавших под руку российских айтишников, которых, судя по последующим фотографиям, избили, обвинив в наркоторговле и кибермошенничестве. Все это сопровождалось жесткой критикой Москвы в госСМИ, а граждане России в Азербайджане теперь сталкиваются с регулярными проверками документов, в том числе с применением силы.

Действия Баку выглядят непропорциональными вызвавшим их событиям — жестокость и безнаказанность силовиков давно стали обыденностью по обе стороны российско-азербайджанской границы, но раньше это не приводило к межгосударственным кризисам. Скорее гибель двоих азербайджанцев в Екатеринбурге послужила для азербайджанских властей лишь удобным поводом, позволившим им воспользоваться ситуацией, чтобы укрепить свои позиции внутри и вовне страны за счет конфронтации с Москвой.

Реакция Баку вызывает вопросы уже хотя бы потому, что погибшие в Екатеринбурге братья Сафаровы были весьма спорными фигурами. Исходя из выдвинутых против них обвинений, они могли быть причастны к организованной преступности и убийствам этнических азербайджанцев в России 15 лет назад. Однако момент для конфликта с Москвой показался Баку слишком удачным, чтобы вникать в подробности их биографии.

Россия увязла в войне против Украины и изолирована на Западе бесчисленными санкциями, что сделало Азербайджан для нее важным логистическим партнером. С самого начала полномасштабного вторжения Москва активно инвестирует в транспортную инфраструктуру на азербайджанской территории и проекты по маршрутам Россия — Иран — Индия.

При этом российские позиции на Южном Кавказе резко ослабели. Сначала российские миротворцы, размещенные в Нагорном Карабахе после армяно-азербайджанской войны 2020 года, не стали препятствовать азербайджанской блокаде региона. Потом, в сентябре 2023-го, они не вмешались в военную операцию Баку, завершившуюся фактической ликвидацией карабахского анклава. А весной 2024 года российский контингент и вовсе досрочно покинул регион, превратив Россию в глазах азербайджанских властей в державу, утратившую инициативу и влияние на Южном Кавказе.

Первую попытку навязать Москве новые правила Баку предпринял в конце 2024 года, после того как российские силы ПВО, по всей видимости, по ошибке сбили пассажирский самолет азербайджанской авиакомпании AZAL. Азербайджан тогда отказался замять трагедию, публично потребовав наказать виновных. Снизить напряжение России удалось только после личных извинений Владимира Путина, выплаты компенсаций и установки в Москве памятника Гейдару Алиеву, отцу нынешнего азербайджанского президента Ильхама Алиева.