В ЦСР трезво оценили репутацию, а значит и конкурентоспособность ушедшего из России иностранного бизнеса

Центр стратегических разработок составил «репутационные списки» ушедших из России иностранных компаний. Каждой пятой компании доступ на российский рынок предлагается запретить, а свыше трети — ограничить.

Западные компании и бренды всё активнее прорабатывают пути возвращения на привлекательный российский рынок. Кто-то идёт через посредников, кто-то через свои посольства, а кто-то напрямую к президенту, бренды продолжают подавать заявки на регистрации товарных знаков.

Три месяца назад Владимир Путин дал четкий сигнал, что одних лишь извинений иностранного бизнеса, который прежде критиковал Москву или перечислял деньги ВСУ, будет недостаточно для возобновления работы в России. Если уход с рынка под давлением можно понять, то остальные действия — это уже внутреннее решение компании и её менеджмента.

Чтобы общественность, бизнес и власти могли видеть реальную картину, Центр стратегических разработок провёл первый этап большой аналитики по ушедшему бизнесу с февраля 2022 года. Далее в планах ЦСР определить степень допустимости и целесообразности присутствия различных компаний в тех или иных отраслях российской экономики с учётом рисков вытеснения отечественных производителей и стратегической значимости отраслей. Итогом станет перечень допустимых сочетаний «компания — отрасль» и подготовка открытых индивидуальных профилей компаний.

Наша «лакмусовая бумажка», которая в цветовой палитре даст описание, поможет российским предпринимателям и бизнесу в целом определять модель своего поведения на переговорах или опираться на эти данные при принятии решений. Так как мы экспертная организация, то наши данные будут носить рекомендательный характер.

При этом мы оставляем право иностранному бизнесу оспорить своё положение в этой матрице, но только при предоставлении официальных подтверждающих отчётов. Желающие всегда могут воспользоваться формой обратной связи на нашем сайте. Интернет помнит всё и цифровой след уже зафиксирован.

Большую помощь в сборе и обработке данных по зарубежным компаниям экспертам ЦСР оказал иностранный ИИ. Он помог найти даже то, что компании публиковали в отдалённых разделах своих сайтов. Материалы собирались как из первоисточников — сайты компаний, публикации в СМИ, отчёты компаний, — так и с сайтов проукраинских организаций, собирающих информацию об уходе компаний из России и осуществляющих публичное давление на эти компании. Этот пример показателен, так как в открытом доступе есть даже «скрины» переписок.

В результате нашей работы мы установили 1645 компаний, которые были подвергнуты тщательному анализу в связи с наличием сведений об их уходе с российского рынка. Из них, после проверки первичных источников 143 компании были отнесены к категории оставшихся в России, а 1502 компании полностью или частично ушли с российского рынка. Из общего числа 1064 компании оказались компаниями с физическим присутствием в России до февраля 2022 года.

После ИИ вся информация была перепроверена и разбита на шесть категорий: «риторика в публичной коммуникации», «мотивировка ухода с российского рынка», «пожертвования в пользу Украины или связанных с ней субъектов», «поддержка российских клиентов или сотрудников», «состояние, в котором компания оставила российский бизнес», «смягчающие обстоятельства» и «тайминг ухода с российского рынка».

Почему мы упомянули лакмусовую бумажку — все организации распределены по так называемым репутационным спискам — по трём цветам, имеющим градацию внутри. Эта классификация легла в основу следующих этапов проекта — отраслевого анализа и сопоставления его с репутационными оценками.

Красный — в него попали компании, проявившие недружественные действия (21,1%), им доступ на российский рынок должен быть полностью запрещен.

Жёлтый — для компаний, которые не совершали недружественных действий, но и не проявили «достаточной степени ответственности» (36%), им доступ на рынок должен быть ограничен.

Зелёный — для организаций, которые ушли с «ответственным подходом» (34,2%), им доступ на рынок может быть открыт «при наличии отраслевой потребности».

Окончание следует