Только Россия не сидит реально на торговой игле в отношениях с североамериканским партнёром

Среди стран БРИКС, только Россия вправе не считать США сколько-нибудь значимым партнёром для себя, имея торговые обороты с ним на уровне 3,5 млрд долларов. Это самый низкий показатель с 1993 года, и такие цифры отмечены статистикой при отчётливой тенденции к снижению – в пределах 11-12% за год. Характерно, что американский экспорт в Россию с объёмом всего в 526 млн долларов снижается быстрее российского, упавшего до 3,02 млрд долларов.

В то же время экспорт из Китая в США в 2024 году составил 524,656 млрд долларов и вырос в годовом выражении на 4,9%. Со своей стороны, США ввезли в Китай товаров только на 163,624 млрд долларов, и падение по сравнению с 2023 годом на 0,1%, отмеченное экспертами МВФ, вряд ли можно считать действительно существенным. Экспорт из Индии в США в том же 2024 году оценивается в МВФ в 79,44 млрд долларов, при этом Индия также имеет профицит торговли с заокеанским партнёром в размере 45,7 млрд долларов. Американский экспорт в Индию в минувшем году не превысил по объёмам отметку в 33,75 млрд долларов.

Если же речь идёт о торговле Китая и Индии с Россией, то наша страна достигла значительного преимущества перед партнёром из-за океана только по темпам роста, но пока отнюдь не по объёмам. Так, товарооборот у России с Китаем вырос на 1,9% и достиг рекордной отметки в 244,8 млрд долларов. В этой сумме 129,32 млрд долларов составляет экспорт из России в Китай, а импорт из Китая в Россию – 115,5 млрд долларов. Индия ещё не так активна во взаимной торговле с нашей страной, но товарооборот с ней в 2024 году вырос сразу на 9,2% и составил тоже рекордные 70,6 млрд долларов, из которых 65,7 млрд долларов пришлись на импорт из России, а 4,9 млрд долларов – на экспорт в РФ.

Завершая этот предельно краткий статистический обзор, отметим, что между собой Индия и Китай торгуют несколько менее активно, чем с США или Россией, хотя на отсутствие в стране китайских товаров Индия сетовать никак не может.

Показательным с точки зрения перспективы отказа от торговли в долларах надо считать уже тот факт, что КНР вытеснила США с лидирующих позиций в торговле с Индией, причём добилась этого прежде всего за счёт экспорта, который вырос на 3,24% до 101,7 млрд долларов. Индия продала товаров в Китай всего на 16,67 млрд долларов, что свидетельствует о росте сразу на 8,7%. При этом в МВФ по не совсем понятным причинам сообщили о почти 100-миллиардном торговом дефиците Индии с Китаем, что не соответствует данным как из одной, так и из другой страны.

К развитию связей в рамках пока ещё довольно молодого и отнюдь не всемогущего, вопреки пропагандистской трескотне, объединения БРИКС фактически подталкивает крайне асимметричный характер внешней торговли его участников с так называемыми развитыми странами.

Россия, сменив вектор, по сути, способствует тому, чтобы наращивать как сырьевую независимость развивающихся стран, так и товарную, особенно в сфере высоких технологий. Попытка Вашингтона с помощью привязки к доллару, а также тарифных войн и санкций оставить Россию, Индию и Китай во втором эшелоне передовых отраслей – это по своей сути лишь слегка завуалированная недобросовестная конкуренция.

Ответом на неё, скорее вынужденным, чем ожидаемым и естественным, как раз и становится переход на расчёты в своих валютах. Этот переход, однако, из-за серьёзных различий национальных валют и необходимости по поводу и без него прибегать к использованию доллара и небезызвестной системы SWIFT оказывается очень сложным. Опыт показывает, что преодолевать долларовые барьеры, как естественные, так и искусственные, – дело нужное и к тому же для многих участников внешнеэкономической деятельности весьма прибыльное.

И отнюдь не случайно по части «преодолевать» у России на индийском направлении успехов намного больше, чем на китайском. Во многом это связано как раз с тем, что индийская рупия, повторим, вполне может быть отнесена к разряду так называемых «мягких» валют с отчётливой склонностью к перманентной девальвации, выгодной в первую очередь для эмитента.