
В западной деловой прессе традиционно будут вспоминать Давос 1996 года и заговор российских олигархов, который позволил Борису Ельцину остаться у власти. Влияние деловой элиты России на те политические события действительно трудно переоценить. При этом основные оппоненты Ельцина и олигархов – Геннадий Зюганов и КПРФ – власть брать не хотели, ситуация в экономике и стране была сложной, плюс война в Чечне, что делать они не знали. Однако Ельцин и российский деловой класс были очень сильно напуганы угрозой «красного реванша».
В марте 1996 года Борис Ельцин провёл встречу с группой финансистов. Российские предприниматели обещали финансировать предвыборную кампанию Ельцина в обмен на различные привилегии, в том числе залоговые аукционы. Если коротко, то медиа-поддержка Ельцина в СМИ была беспрецедентной. Плюс олигархи поддерживали на выборах генерала Александра Лебедя, который перед вторым туром передал Ельцину свои голоса, одновременно срезав группировку тогдашних близких к Ельцину кремлевских силовиков. После победы Ельцина на выборах один из самых влиятельных людей того времени Владимир Гусинский публично заявил, что Кремль им теперь должен.
Впрочем, на избрании Бориса Ельцина президентом заработать могли не только олигархи. Весной 1996 года состоялось первое ралли на российском рынке акций. РТС начала работать с лета 1995 года. Автор этих строк сам неплохо заработал, купив в январе 1996 года ЛУКОЙЛ и «Мосэнерго». Существенное падение доходности, то есть рост котировок состоялся и на рынке ГКО. И все это при фактически фиксированном курсе рубля к доллару и немецкой марке на фоне введенного Банком России валютного коридора.
Владимир Потанин в августе 1996 года становится первым вице-премьером правительства, курировавшим экономический блок. Именно его, Анатолия Чубайса и американского инвестиционного банкира русского происхождения основателя инвестиционной группы «Ренессанс Капитал» Бориса Йордана считают авторами схемы залоговых аукционов.
Доминирование олигархов в политике и экономике продлилось до дефолта 1998 года, который похоронил большинство олигархических банков. На экономику России у Путина, пошутившего среди своих коллег, что «спецоперация по внедрению на пост президента России проведена успешно», были несколько иные планы. В обмен на сохранение итогов приватизации, Кремль потребовал платить налоги и дивиденды и не путать бизнес с политикой. Новые правила приняли далеко не все. Печальная судьба постигла Бориса Березовского, Владимира Гусинского, Михаила Ходорковского и его соратников.
Западные СМИ до сих пор верят в новый заговор олигархов, который с помощью дворцового переворота сместит Путина. Они не понимают, что это невозможно. Олигархи давно не имеют власти, которая была у них при Ельцине. Путин им ничем не обязан. При этом Россия – это буржуазная республика. Государство прежде всего думает об интересах крупного капитала, а потом обо всех остальных. Как мы знаем, так во всех «нормальных» странах.