В целом в БРИКС и ЕАЭС официально признают, что назрела необходимость очищать от влияния доллара налаженные сложные сети глобальных цепочек поставок. Нельзя и дальше признавать нормальным положение, когда едва ли не с каждого звена этих цепочек идут отчисления в Вашингтон, просто в силу необходимости вести расчёты и оплачивать большинство околофинансовых услуг, таких как юридические, страховые и т. д., почти исключительно в долларах.
Тарифные же войны Трампа нацелены и на укрепление общемировой зависимости от доллара. Однако их особенностью могут стать неожиданные для Вашингтона коллективные ответы. Скорее всего, можно ожидать подобного согласованного ответа и от другого, более экономического по характеру объединения – БРИКС. Скажем, президент Бразилии недавно заявил о намерении обсудить тарифную политику Вашингтона с партнёрами по объединению.
Такой подход необходим, чтобы, по словам бразильского политика, «мы могли принять согласованное решение». Схожая позиция у участвующей в БРИКС ЮАР, которой тоже предписаны запредельно высокие американские пошлины.
Но ЮАР с Бразилией отказываются прерывать взаимовыгодные торговые связи с РФ. Кстати, Бразилия в данном случае в рамках таможенно-экономического блока МЕРКОСУР (плюс Аргентина, Парагвай и Уругвай) уже отвечает на тарифный вызов Трампа: в середине сентября в Рио-де-Жанейро подписано бессрочное соглашение о свободной торговле МЕРКОСУР с Европейской ассоциацией свободной торговли (Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн).

Нельзя не отметить, что его участники не входят ни в ЕС, ни в евровалютную зону. С преимущественным использованием нацвалют во взаиморасчетах в рамках этого соглашения. В настоящее время эксперты, близкие к ШОС и БРИКС, ведут речь о целом цикле ответных тарифов, способных создать серьёзные риски для глобальных цепочек поставок, прямо или косвенно сориентированных на интересы США.
Поиск же альтернативных маршрутов и даже пересмотр стратегии поставок, что, как известно, уже происходит, – вполне реальная перспектива, к которой необходимо готовиться на опережение. Чтобы избежать потенциальных финансовых рисков или хотя бы смягчить их. И на сегодня дело даже не в личной позиции Дональда Трампа, настроенного крайне резко против БРИКС, прямо говорящего о том, что со временем США намерены чуть ли не уничтожить это объединение.
Страны же БРИКС абсолютно вправе поставить вопрос об отказе от использования доллара прежде всего во взаимных расчётах. Объединение ШОС, где экономическая составляющая, в отличие от БРИКС, значительно уступает политической, первый шаг в данном направлении уже сделало, начав подготовку к работе Банка развития ШОС. Даже без прямой ставки на китайский юань, но с максимальной независимостью от доллара такой банк уже сам по себе – пока едва ли не самый чувствительный потенциальный удар по монополии американской валюты.
