ОЭСР обновила комментарии к Модельной конвенции: заметки по теме
Ключевые изменения
ОЭСР выпустила долгожданные дополнения к комментариям к Модельной конвенции, затрагивающие критически важные вопросы современного налогового регулирования:
Удаленная работа и постоянное представительство — спустя пять лет после пандемии наконец появились разъяснения по квалификации удаленных сотрудников
Налогообложение добывающих компаний — новые подходы, требующие пересмотра существующих соглашений
Трансфертное ценообразование — уточнения по Amount B в рамках Pillar 1
Парадоксы современного регулирования
Запоздалые решения
Пандемия поставила вопрос об удаленной работе почти 6 лет назад, но официальные разъяснения появились только сейчас.
Налоговые директора вынуждены принимать решения в условиях неопределенности, не дожидаясь официальных комментариев.
При этом разъяснения по проекту Pillar 1 – мертвому уже почти год – удивляют. Как привет из параллельной вселенной, где Трамп проиграл выборы 2024 года и не похоронил этот проект мирового обложения налогом американских интернет гигантов одним из первых своих указов 2025 года.
Почему этот параграф до сих пор в обновлениях? Или не успели убрать за год, или знают что-то, что нам неизвестно.
От сложности к упрощению
Наблюдается интересный тренд: снова практические примеры, появившиеся массово в комментариях по Тесту Основной Цели. Вместо усложнения правил под усложняющиеся экономические отношения, регуляторы возвращаются к казуистике — конкретным примерам и ситуациям. Это одновременно упрощает и примитивизирует регулирование.
Новые риски постоянного представительства/учреждения
Сценарий 1: Неожиданная локация
Сотрудник по собственной инициативе работает из другой страны. Компания не имеет офиса, но если работник выполняет коммерчески полезные функции для этой локации (работа с местными клиентами, встречи, коммуникации в рамках часового пояса) — возникает риск признания постоянного представительства.
Сценарий 2: Консалтинг на месте
Сотрудники, которые встречаются с клиентами и решают их проблемы локально, создают высокий риск образования постоянного представительства.

Что это значит для бизнеса?
Возрастающая ответственность налоговых директоров: необходимость принимать взвешенные решения в условиях регуляторной неопределенности, проводить многовариантный анализ с горизонтом планирования, включающим возможные разъяснения ОЭСР через 5 лет после возникновения сложного вопроса.
Необходимость глубокого погружения: шаблонный подход больше не работает — требуется детальный анализ каждой ситуации.
Чуть более детальный анализ изменений доступен в разделе публикаций
https://beps.academy/article_november_2025_%20OECD...
И интерактивная база данных с дополнениями к комментариям ОЭСР
