Эксперты ЦСР - далеко не первые, кто уже готов бить тревогу

В условиях текущей денежно-кредитной политики шансов избежать рецессии почти не осталось. Замедление экономики происходит быстрее и глубже, чем предполагалось, отмечает гендиректор Центра стратегических разработок (ЦСР) Павел Смелов.

Ухудшение макроэкономической конъюнктуры начинает затрагивать все большее число отраслей, и экономика страны после двух лет высокого, во многом стимулированного роста, перешла к его нижней границе. Причем оперативная статистика показывает, что замедление происходит быстрее и глубже, чем предполагалось ранее. Годовые темпы роста ВВП стабильно снижаются: в I квартале рост экономики составил 1,4%, 1,1% во втором и лишь 0,6% в третьем.

Ухудшение макроэкономической конъюнктуры начинает затрагивать все большее число отраслей. Темпы роста промышленного производства опустились в сентябре до 0,3% в годовом выражении (после 0,5% в августе, 0,7% в июле и 1,9% в июне), причем основной вклад внесло резкое замедление роста обрабатывающих отраслей - до 0,4% в сентябре (+2,4% в августе). Сокращение выпуска затрагивает уже 16 из 24 видов деятельности, в том числе ключевые: металлургия снизила выпуск на 1,7%, химические отрасли – на 2,4%, производство резиновых и пластмассовых изделий и минеральной продукции — на 8,6%, производство нефтепродуктов – на 4,2%.

Тяжелое положение реального сектора подтверждается не только статистическими данными, но и учащающимися заявлениями самих компаний – лидеров своих отраслей. За последний месяц целый ряд компаний из сектора машиностроения озвучили свои опасения относительно дальнейших перспектив:

Кировский завод (выпускает тракторы в Санкт-Петербурге) ожидает падение своего производства в текущем году на 20–25%,

Ростсельмаш ждёт падения производства комбайнов и тракторов на 30%,

Глава «КамАЗа» сообщил, что рынок тяжелых грузовиков в России по итогам года обвалится более чем в два раза — со 110 тысяч автомобилей в прошлом году до 50 тысяч, а в августе 2025 года компания перевела сотрудников на четырёхдневную рабочую неделю из-за снижения спроса.

По мнению участников рынка машиностроения, из-за высоких ставок потребителям техники выгоднее ее ремонтировать, чем покупать новую.

Во многом продолжающая снижаться динамика роста экономики связана с продолжительным периодом сохранения высокого уровня ключевой ставки Банком России. Все большее число компаний сталкиваются со сложностями с обслуживанием кредитов, а также их рефинансированием.

На конец III квартала их число возросло до 172,2 тыс., что составляет 24,1% всех заемщиков - то есть почти каждая четвертая компания была вынуждена нарушить сроки выплат по кредитам. За три года (с сентября 2022 года) общее число предприятий-заемщиков выросло на 42%, тогда как число заемщиков с просрочками платежей подскочило в 2,6 раза. Резко ускорившийся рост числа таких заемщиков создает высокий риск повышения доли просроченной задолженности по портфелю корпоративных кредитов (в сентябре эта доля составляла 3,6%).

Высокая долговая нагрузка из-за сохранения повышенных ставок в экономике снижает рентабельность бизнеса: по итогам 8 месяцев текущего года сальдированный финансовый результат сократился на 8,3% в годовом выражении до 17,6 трлн. рублей. Важно учитывать и то, что 65,4% от совокупного кредитного портфеля бизнесу — это кредиты с плавающей процентной ставкой, где значительную долю формируют кредиты крупным и ключевым предприятиям всех отраслей. Такие заемщики в первую очередь (даже можно сказать моментально) сталкиваются с ужесточением денежно-кредитных условий, тогда как для остальной экономики временной лаг с момента изменения монетарных условий составляет не менее 2-3 месяцев.

В результате возникает «замкнутый круг» - снижение финансовой устойчивости ухудшает показатели кредитоспособности компаний-заемщиков, что приводит к пересмотру условий кредитования таких компаний в худшую сторону. Это провоцирует существенный рост рисков волны банкротств – компании становиться все труднее обслуживать возрастающие процентные расходы при одновременном сокращении объемов спроса и выручки.

Окончание следует