Считается, что чем ближе друг к другу планы и прогнозы, тем лучше. Но лучше это, если прогнозы позитивные, а планы реальные. Насколько с этим у нас сходится то, что намечено на три ближайших года, разбирается наш постоянный автор.
Госдума приняла в третьем чтении проект госбюджета на 2026–2028 годы. Документ закрепляет основные составляющие бюджета на трёхлетний период, исходя из ежегодного уровня инфляции, не превышающего 4%, прогнозируемого объёма ВВП в 2026 году в размере 235 триллионов рублей, в 2027-м – 255 триллионов, в 2028-м – 276 триллионов рублей. Ключевыми приоритетами указаны социальные обязательства перед гражданами, обеспечение обороны и безопасности страны.
Общий объём доходов бюджета на 2026 год утверждён на уровне 40 триллионов рублей (17,1% ВВП), на 2027 год – 43 триллиона (16,8% ВВП), на 2028-й – 46 триллионов (16,6% ВВП). Расходы составят 44 триллиона рублей (18,7% ВВП), 46 триллионов (18% ВВП) и 49 триллионов (17,9% ВВП). Бюджет на весь трёхлетний период сформирован с дефицитом, который с 1,6% ВВП в 2026 году сократится до 1,2% ВВП в 2027-м, а в 2028-м составит 1,3% ВВП.
Главный источник дополнительных доходов — налоговая реформа. НДС поднимется с 20% до 22%, и это принесёт 1,2 триллиона рублей дохода только в 2026 году. В целом правительство рассчитывает набрать на налоговых изменениях примерно 1,5–1,6 триллиона рублей.
При разработке бюджета Минфин закладывал цену на нефть Urals в 59 долларов за баррель. В бюджете используется прогноз курса доллара 92 рубля за доллар на среднегодовой основе в 2026 году. На конец 2026-м объём ФНБ запланирован на уровне 13,66 триллиона рублей. В сравнении с концом 2025 года это минимальный рост — всего на 0,14%.
Самое страшное – ненефтегазовый дефицит остаётся угрожающе высоким, что означает структурный дисбаланс экономики. Содержание растущего госдолга съедает всё больше денег. Весь расчёт ломается, если цена на нефть упадёт. Конечно, ситуацию автоматически резко улучшает завершение СВО. Ведь это секвестр оборонных расходов, уменьшение дисконта в цене российской экспортной смеси Urals и возврат 300 миллиардов долларов международных резервов, которые могут быть пущены на покрытие бюджетного дефицита. В принципе они для этого и создавались.
Ключевой момент для российского Министерства финансов – открытие внешнего кредитного окна. Отношение долга к ВВП – одно из самых лучших в мире. И дефицит бюджета может быть покрыт с помощью внешних займов казны и государственных компаний.
Улучшить ситуацию может умеренная девальвация рубля до 100-110 рублей. Есть более экзотические варианты. Например, «раскулачить» Сургутнефтегаз с накопленной более чем за 20 лет денежной позицией в 70 миллиардов долларов. Мы все, живущие в России, зависим от ситуации с государственными финансами. Она, к сожалению, не очень устойчива. Но при этом невозможно отрицать, что три года назад она была значительно хуже.
