Стоит ли сегодня вызывать призрак великой Армении - однажды это кончилось очень плохо

Долговременные изменения в армянской внешней политике оказались без изменений в той картине мира, которой армянские политические и интеллектуальные элиты руководствовались десятки, если не сотни лет. Сегодня на повестке весьма неожиданно - настоящие страсти по Арарату, который многие годы, находясь в Турции, украшал государственный герб Советской Армении.

Почему такое происходит именно при премьере Пашиняне, после утраты Карабаха и ничего не обещающего дрейфа официального Еревана в сторону Европы. Тем более, что сам армянский премьер раза за разом напоминает, что

Недавно в Армении разразился очередной мини-скандал: с 1 ноября с въездной печати убрали символическое изображение горы Арарат. В соцсетях возмущались, что это очередной шаг Никола Пашиняна по уничтожению армянской идентичности. Некоторые даже предположили, что случившееся — результат давления Турции и, возможно, одно из предусловий для открытия границы. Армянское правительство отвечало, что никакого давления не было, а изменение печати — очередной шаг по продвижению «концепции реальной Армении».

Эту концепцию Пашинян представил еще 19 февраля этого года, изложив в 14 пунктах своего обращения к нации (правда, он использовал слово «идеология», которое в армянском не имеет негативных коннотаций, как в английском или русском). С тех пор армянский премьер не упускает возможности рассказать об этом подробнее.

Он выступает перед разными аудиториями, расхаживая по сцене с микрофоном в стиле западных мотивационных спикеров, а на экране в это время показывают слайды с основными тезисами. Еще Пашинян любит использовать во время презентации visual aids — картонную карту Армении в её международно признанных границах. Слушатели у таких выступлений бывают самые разные, в том числе и такие, которые относятся к Пашиняну, мягко говоря, без энтузиазма — как например, на встречах с представителями армянской диаспоры.

Если отвлечься от лирических отступлений армянского премьера — в прошлой жизни журналиста и писателя («как душа становится человеком через тело, так и нация становится народом через государство»), — суть «концепции реальной Армении» можно сформулировать так: приоритетом для граждан Армении должна быть не некая аморфная идея исторической родины, а международно признанная территория Республики Армения.

Как постоянно повторяет Пашинян, это территория бывшей Армянской ССР, которая равна 27 943 квадратным километрам. В неё не входят земли, когда-то составлявшие историческую Армению, а сейчас ставшие частью Турции, Азербайджана, Ирана, Грузии.

Необходимо раз и навсегда отказаться от мечты о восстановлении исторической родины, которая не только несбыточна, но и вредит Армении, так как препятствует развитию отношений с соседями.

Пашинян связывает «концепцию реальной Армении» с «повесткой мира» и «перекрестком мира». Суть в том, что Армения должна урегулировать отношения с соседями, что позволит ей стать перекрестком транзитных путей, обеспечит долговременное процветание и, в свою очередь, еще больше укрепит мир с соседями. А поверх ложится идея европейской интеграции, которую с недавних пор тоже продвигает правительство, хотя и осторожно, всеми силами цепляясь за членство в ЕАЭС, однозначно выгодном стране.